В наши дни в теории прочно утвердилась мысль о том, что преобладать должны методы положительного подкрепления, поскольку они и более гуманны, и более эффективны. Это явилось результатом, с одной стороны, прогресса этики, а с другой стороны — данных психологической науки. Последние показали, что вера в себя и стремление к достижениям как результат поощрения более плодотворны, чем страх перед наказанием. Вот, в частности, интересное наблюдение: когда теннисист хвалит себя за удачные удары, он играет лучше, чем тогда, когда ругает себя за промахи. Сейчас даже дрессировщики стремятся больше применять положительное подкрепление, чем отрицательное.
Круг поощрений в массовой школьной практике довольно ограничен, чаще всего это приветливый взгляд и улыбка педагога или слова типа “молодец”, “очень хорошо”, “замечательно” и т.п., похвала, учебные оценки знаний учащихся. Как ни странно, в нашей педагогике всегда уделялось очень мало внимания разработке методов положительного подкрепления и, в частности, поощрений.
В советские времена господствовала негласная доктрина, что поощрение — это что-то вроде необязательной роскоши, поскольку трудолюбие и усердие являются элементарной обязанностью каждого человека, которая должна выполняться без особого подкрепления. Поощрения, конечно, существовали, но особенно заботиться об их разнообразии и усовершенствовании в школьном воспитании никому не приходило в голову (в отличие от военного дела, где необходимость наград всегда хорошо осознавалась). Можно уверенно сказать, что разработка методов положительного подкрепления является одной из важных задач нашей сегодняшней педагогики.
Прочие статьи:
Обучение чтению на уроке английского языка
Формирование навыков и умений в чтении является одной из важнейших составляющих процесса обучения иностранному языку на всех его этапах. Чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, входит в сферу коммуникативно-общественной деятельности людей и обеспечивает в ней письменную форму общ ...
Основные правовые гарантии детей – сирот
Одна из главнейших задач любого общества и государства – осуществление права ребенка на воспитание в семье. Эти права ребенка зафиксированы как в Конвенции ООН о правах ребенка, так и в российских законодательных актах. В семейном кодексе РФ в качестве приоритетных и самостоятельных выделяются след ...
Опытно–поисковая работа по организации самостоятельной работы учащихся на
уроках технологии: анализ и обобщение результатов
В практическом анализе исследования процесса организации самостоятельной работы младших подростков на уроках технологии была проведена опытно – поисковая работа по организации самостоятельной работы учащихся на уроках технологии на базе МОУ СОШ № 156, города Екатеринбурга, Свердловской области, пре ...