Общая характеристика младшего школьного возраста

Статьи об образовании » Формирование уровня готовности к школе » Общая характеристика младшего школьного возраста

Страница 1

Младший школьный возраст – 7-11 лет. Ведущая деятельность в этом возрасте – учение. Новообразованиями возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план действия, рефлексия.

«Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивой подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игривое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются», - так характеризует этот возраст Н.С. Лейтес.

Такие психические особенности, как доверчивость, исполнительность, являются предпосылкой для успешного обучения и воспитания. Вместе с тем, безраздельное подчинение авторитету учителя, бездумное выполнение его указаний могут в дальнейшем отрицательно сказаться на процессе обучения и воспитания.

В этом возрасте дети с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется научиться правильно и красиво писать, читать, считать.

В этом возрасте дети с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется научиться правильно красиво писать, читать, считать.

Очень сильна направленность младшего школьника на внешний мир. Факты, события, детали производят на него сильное впечатление. В то же время стремление проникнуть в сущность явлений, вскрыть их причину заметно не проявляются.

Важный источник успехов младших школьников в учении – их подражаемость. Учащиеся повторяют рассуждения учителя, приводят примеры, аналогичные примерам товарищей и т.п. Такое порой только внешнее копирование помогает ребенку в усвоении материала. Но в то же время оно может привести к поверхностному восприятию некоторых явлений, событий.

Ведущими потребностями для младшего школьника являются познавательные потребности. Постепенно они притерпевают существенные изменения. Одни из них превращаются в устойчивые свойства личности, мотивы ее поведения, другие исчезают. Большое влияние на развитие потребностей младшего школьника оказывает его деятельность в коллективе сверстников. В начале обучения малыш руководствуется исключительно требованиями учителя, мнение одноклассников для него не имеет почти никакого значения. Со временем все большую роль в поведении и деятельности ребенка начинает играть мнение товарищей, желание завоевать их уважение.

Постепенно у ребенка появляется и потребность в самооценке: она начинает руководствоваться в своем поведении не только оценкой взрослых, но и собственной.

В процессе обучения изменяется содержание чувств младшего школьника и происходит их дальнейшее развитие в плане все большей осознанности, сдержанности, устойчивости. В целом общее настроение младшего школьника жизнерадостное, бодрое, веселое. Это – возрастная норма эмоциональной жизни. Все более глубокими, осознанными становятся высшие чувства школьника: нравственные, интеллектуальные, эстетические. Идет развитие таких нравственных чувств, как коллективизм, чувство товарищества, дружбы, долга, части, появляются способности к сопереживанию. Интеллектуальные чувства (любознательность, удивление, сомнение, удовольствие от удачного решения задачи, разочарование при неумении ее решать) при правильной организации обучения становятся для учащихся потребностью.

Особенности волевых действий младшего школьника – воля проявляется в умении совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние или внутренние препятствия. В младшем школьном возрасте в волевых поступках большую роль играют чувства, которые нередко становятся мотивами поведения. Развитие воли и чувств на этом этапе проходит в постоянном взаимодействии.

Очень важна для младшего школьника доступность целей. Деятельность, направленная на решение доступных для ученика задач, приобретает целенаправленность. Разрешимая задача, создавая объективную возможность успеха, заставляет ребенка мобилизовать силы для достижения цели, проявить организованность, терпение, настойчивость.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Общая характеристика базовых понятий темы исследования
В процессе изучения темы нашей выпускной квалификационной работы мы выделили ее наиболее существенные базовые понятия. Наиболее общие и существенные понятия науки о детском движении (социокинетики) – это организация, детская организация, детское объединение, детское общественное объединение, детско ...

Методика предрасположенности к конфликтному поведению К. Томаса
С помощью адаптированной Н.В.Гришиной методики американского социального психолога К.Н.Томаса (1973) определяются типические способы реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить, насколько человек склонен к соперничеству и сотрудничеству в группе, в школьной команде, стремится ли он к компро ...

Сущность и понятие интеграции основного и дополнительного образования. Нормативно-правовая основа
Интеграция основного и дополнительного образования имеет ярко выраженную социологическую направленность влияния на личность и доказывает, что без внутренней мотивации, стимулирования саморазвития, субъектных отношений невозможно осуществить реформирование, модернизацию образовательной системы. Инте ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru