Клиническая типология дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 1

Этиология общего недоразвития речи может быть различна и соответственно этому будет различна структура аномальных проявлений.

Нередко причиной общего недоразвития речи является слабость акустико-гностических процессов. В этих случаях при сохранном слухе наблюдается пониженная способность к восприятию речевых звуков. Прямой результат нарушения слухового восприятия - недостаточное различение акустических признаков, характерных для каждой фонемы, вторично при этом страдает произношение звуков и воспроизведение структуры слова.

Общее недоразвитие речи часто возникает вследствие нарушений, связанных с органическими поражениями или недоразвитием определенных отделов центральной нервной системы.

Общее недоразвитие речи может быть вызвано и социальными причинами (двуязычие, многоязыкие, воспитание ребёнка глухими взрослыми), а также физической ослабленностью ребёнка.

По данным Е.М.Мастюковой, дети с общим недоразвитием речи могут быть условно разделены на три основные группы:

- с неосложнённым вариантом общего недоразвития речи.

- с недоразвитием речи церебрально-органического генеза;

- с моторной алалией.

У детей первой группы в постнатальном периоде может отмечаться соматическая ослабленность, частые инфекционные и простудные заболевания. С психологической точки зрения у таких детей отмечается общая эмоционально- волевая незрелость, несформированность регуляции произвольной деятельности. У таких детей наблюдается недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук, трудности динамической организации движений.

У детей второй группы ОНР характеризуется более сложной симптоматикой и патогенезом. Нарушение речевого развития сочетается с неврологической и психопатологической симптоматикой. Выраженная неврологическая симптоматика у таких детей свидетельствует не только о незрелости ЦНС, но и о грубом повреждении определённых мозговых структур.

У детей с ОНР третьей группы отмечается моторная алалия, при которой поражены (или недоразвиты) речевые зоны головного мозга, находящиеся в коре левого полушария. Характерными признаками моторной алалии являются трудность формирования слоговой структуры слов, взаимозависимость фонемных и лексических нарушений, трудности в развитии фразовой речи. Это неосложненный вариант ОНР, характеризующийся наличием только признаков общего недоразвития речи. У детей этой группы может отмечаться соматическая ослабленность, частые инфекционные и простудные заболевания. С психологической точки зрения у таких детей отмечается общая эмоционально- волевая незрелость, несформированность регуляции произвольной деятельности.

При сенсорной алалии ребёнок не понимает речи окружающих и не говорит сам. Это нарушение в чистой форме встречается редко. Собственная речь ребёнка интонационно богато модулирована, сопровождается мимикой и жестами.

Алалия часто может сочетаться с дизартрией.

У небольшого числа детей в группе общего недоразвития речи может наблюдаться ринолалия-нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное аномалиями в строении артикуляционного аппарата в виде расщелин.

В зависимости от характера нарушения функции небно-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии.

В практике логопедической работы нередко сочетаются различные формы речевых нарушений.

Таким образом, воспитатель должен знать теоретические основы метода пропедевтики акустической дисграфии через дидактические игры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Единство духовной жизни учителя и ученика – основа принципов воспитания В.А. Сухомлинского
Многолетний опыт убедил Сухомлинского в том, что влияние одного человека на другого при раскрытии лучших человеческих черт – самая благоприятная обстановка для воспитания личности. Чувство собственного достоинства, чести, гордости пробуждается при условии, когда можно вкладывать частицу своих духов ...

Изучение развития речевой моторики у старших дошкольников
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе МДОУ II категории №28 в старшей группе. Группу посещают 19 детей, 8 из них, имеют речевые нарушения и посещают занятия логопеда на логопедическом пункте они и составили экспериментальную группу. В контрольную группу вошло также 8 детей из парал ...

Воспитание как общественное и педагогическое явление. Цели и ценности гуманистического воспитания
Воспитание – рассматривается в пед-ке в широком и в узком смысле. В широком – это передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. В узком – это целенаправленная деят-ть по формированию у детей системы качеств лич-ти, взглядов и убеждений. Воспитание яв-ся двусторонним процессом ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru