Психомоторика как средство повышения психической и интеллектуальной активности

Статьи об образовании » Формирование уровня готовности к школе » Психомоторика как средство повышения психической и интеллектуальной активности

Страница 1

В целостной структуре развития человека особая роль с давних пор отводится двигательному анализатору. На это указывал еще И.М.Сеченов, считавший, что психомоторной организации человека объективируются все формы психического отражения и двигательный анализатор выступает как интегратор всех анализаторных систем человека.

Познание мира ребенком начинается с его двигательных действий: младенец берет предметы, манипулирует с ними, сосет их, зрительно обследует с помощью движений глаз. Затем в действие вступает речедвигательный компонент моторики: произнося слова, он начинает воспринимать на слух собственную речь. Когда ребенок учится считать, он использует сначала предметы, перекладывая их, затем движения рук заменяют движениями глаз, и только затем он переходит к устному счету.

Большую роль психомоторика играет при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания (Б.Г.Ананьев). Сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов. Если человеку предложить форму невидимого предмета только с помощью пассивного осязания – водить предметом по его коже то возникающий образ не будет адекватен форме предмета. Если же человек имеет возможность активно осязать предмет, проводить с ним различные манипуляции, то создается правильное отражение формы этого предмета. Не случайно I-я стадия развития мышления ребенка называется, по Плаже, стадией сенсомоторного интеллекта.

По Ж. Плаже, сенсомоторный интеллект является стадией развития интеллекта, которая возникает до интенсивного овладения речью на основе координации восприятия и движения. Ж. Плаже выделил шесть стадий сенсомоторного развития:

1. упражнение рефлексов (у детей в возрасте от 0 до 1 мес.)

2. первые навыки и первичные круговые реакции (от 1 до 4-6 мес.)

3. координация зрения и хватания, устанавливающаяся при помощи вторичных круговых реакций; при этом наблюдается дифференцировка цели и средств ее достижения (собственно действия); у ребенка сначала возникает намерение схватить цель, и лишь затем он стремится ее достичь, устраняя в случае необходимости встречающиеся на пути к цели препятствия; это начало возникновения собственно интеллекта (от 4-6 до 8-9 мес.);

4. стадия «практического интеллекта» - цель заранее указана ребенку, а средства и достижения (схемы) заимствуются им из прошлого опыта (например, ребенок может взять руку взрослого и двигать и в направлении интересующего его предмета или, схватив палку, достать ею отдаленную игрушку); «практический интеллект» проявляется в возрасте 8-11 мес.

5. третичные круговые реакции и поиск новых движений для достижения цели; ребенка не удовлетворяет простое воспроизведение движений, которые привели его к интересному результату, поэтому он их намеренно изменяет, чтобы изучить результаты этих изменений (от 11-12 до 18 мес.)

6. новые средства решения задачи ребенок находит путем интериоризированных комбинаций схем действия, которые ведут к внезапному озарению (инсайту).

По своей структуре сенсомоторный интеллект представляет собой систему последовательно связанных схем движений, которая приводит к определенной логике действия.

Итак, по Ж.Плаже, установление сенсомоторной координации является первой ступенью развития интеллекта.

Э.Джекобсон показал значение мышечного тонуса для протекания интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Он писал, что сокращение определенных мышц не просто совпадает по времени с определенными процессами душевной жизни, оно необходимо для их включения, поскольку представление какого бы то ни было движения невозможно, если мышцы, которые обычно отвечают за выполнение этого действия, полностью расслаблены.

Вопрос о долговременном влиянии физических упражнений в основном изучается в аспекте влияния занятий спортом на академическую успеваемость учащихся. Однако получаемые при этом результаты спортсменов высшего класса. Слишком большую физическую нагрузку они испытывают и слишком много времени тратят на тренировки и соревнования. Если же рассматривать успеваемость учащихся, имеющих невысокий и средний уровень спортивного мастерства, то большинство данных свидетельствует о том, что у них успеваемость выше, чему у тех, кто не занимается спортом. Тем не менее следует учитывать, что это может быть связано не только с повышением работоспособности, но и с развитием волевых качеств – упорства, настойчивости, да и просто повышенной организованностью, к которой приучают занятия спортом. Одна из известных тренеров по фехтованию отмечала, что если ее ученики пропускали из-за травм тренировочные занятия, то в это время у них снижалась и успеваемость в школе.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Содержание теоретической готовности учителя
Содержание теоретической готовности учителя нередко понимается лишь как определенная совокупность психолого-педагогических и специальных знаний. Но формирование знаний, как же отмечалось, не самоцель. Знания, лежащие в структуре опыта учителя мертвым грузом, не будучи к тому же сведенными в систему ...

Коррекционно-диагностическая программа для детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи
Отправной точкой коррекционной программы является комплексное обследование педиатра, воспитателя, психолога, логопеда, дефектолога, рефлексотерапевта. Это служит базисом для организации командной работы этих специалистов. Благодаря ее преемственности снижается тяжесть социальной дезадаптации ребенк ...

Веселые задачи в стихах
Веселые задачи вызывают большой интерес у детей. Их можно использовать при изучении различных табличных случаев сложения и умножения. Наряду с нестандартными заданиями, используют задачи, изложенные в нестандартной форме, так называемые веселые задачи. Задачи такого типа можно применять при изучени ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru