Психомоторика как средство повышения психической и интеллектуальной активности

Статьи об образовании » Формирование уровня готовности к школе » Психомоторика как средство повышения психической и интеллектуальной активности

Страница 1

В целостной структуре развития человека особая роль с давних пор отводится двигательному анализатору. На это указывал еще И.М.Сеченов, считавший, что психомоторной организации человека объективируются все формы психического отражения и двигательный анализатор выступает как интегратор всех анализаторных систем человека.

Познание мира ребенком начинается с его двигательных действий: младенец берет предметы, манипулирует с ними, сосет их, зрительно обследует с помощью движений глаз. Затем в действие вступает речедвигательный компонент моторики: произнося слова, он начинает воспринимать на слух собственную речь. Когда ребенок учится считать, он использует сначала предметы, перекладывая их, затем движения рук заменяют движениями глаз, и только затем он переходит к устному счету.

Большую роль психомоторика играет при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания (Б.Г.Ананьев). Сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов. Если человеку предложить форму невидимого предмета только с помощью пассивного осязания – водить предметом по его коже то возникающий образ не будет адекватен форме предмета. Если же человек имеет возможность активно осязать предмет, проводить с ним различные манипуляции, то создается правильное отражение формы этого предмета. Не случайно I-я стадия развития мышления ребенка называется, по Плаже, стадией сенсомоторного интеллекта.

По Ж. Плаже, сенсомоторный интеллект является стадией развития интеллекта, которая возникает до интенсивного овладения речью на основе координации восприятия и движения. Ж. Плаже выделил шесть стадий сенсомоторного развития:

1. упражнение рефлексов (у детей в возрасте от 0 до 1 мес.)

2. первые навыки и первичные круговые реакции (от 1 до 4-6 мес.)

3. координация зрения и хватания, устанавливающаяся при помощи вторичных круговых реакций; при этом наблюдается дифференцировка цели и средств ее достижения (собственно действия); у ребенка сначала возникает намерение схватить цель, и лишь затем он стремится ее достичь, устраняя в случае необходимости встречающиеся на пути к цели препятствия; это начало возникновения собственно интеллекта (от 4-6 до 8-9 мес.);

4. стадия «практического интеллекта» - цель заранее указана ребенку, а средства и достижения (схемы) заимствуются им из прошлого опыта (например, ребенок может взять руку взрослого и двигать и в направлении интересующего его предмета или, схватив палку, достать ею отдаленную игрушку); «практический интеллект» проявляется в возрасте 8-11 мес.

5. третичные круговые реакции и поиск новых движений для достижения цели; ребенка не удовлетворяет простое воспроизведение движений, которые привели его к интересному результату, поэтому он их намеренно изменяет, чтобы изучить результаты этих изменений (от 11-12 до 18 мес.)

6. новые средства решения задачи ребенок находит путем интериоризированных комбинаций схем действия, которые ведут к внезапному озарению (инсайту).

По своей структуре сенсомоторный интеллект представляет собой систему последовательно связанных схем движений, которая приводит к определенной логике действия.

Итак, по Ж.Плаже, установление сенсомоторной координации является первой ступенью развития интеллекта.

Э.Джекобсон показал значение мышечного тонуса для протекания интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Он писал, что сокращение определенных мышц не просто совпадает по времени с определенными процессами душевной жизни, оно необходимо для их включения, поскольку представление какого бы то ни было движения невозможно, если мышцы, которые обычно отвечают за выполнение этого действия, полностью расслаблены.

Вопрос о долговременном влиянии физических упражнений в основном изучается в аспекте влияния занятий спортом на академическую успеваемость учащихся. Однако получаемые при этом результаты спортсменов высшего класса. Слишком большую физическую нагрузку они испытывают и слишком много времени тратят на тренировки и соревнования. Если же рассматривать успеваемость учащихся, имеющих невысокий и средний уровень спортивного мастерства, то большинство данных свидетельствует о том, что у них успеваемость выше, чему у тех, кто не занимается спортом. Тем не менее следует учитывать, что это может быть связано не только с повышением работоспособности, но и с развитием волевых качеств – упорства, настойчивости, да и просто повышенной организованностью, к которой приучают занятия спортом. Одна из известных тренеров по фехтованию отмечала, что если ее ученики пропускали из-за травм тренировочные занятия, то в это время у них снижалась и успеваемость в школе.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Изучение причин трудностей в общении старших дошкольников
Предлагаемые методические приемы помогают выявить уровень развития произвольного поведения и творческих возможностей ребенка старшего дошкольного возраста. Они основаны на сдерживании непосредственных, импульсивных движений и их опосредовании определенным правилом действия. Вместе с тем эти приемы ...

Методы стимулирования и мотивации учащихся. Оборудование учебных мастерских
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности выделены в самостоятельную группу методов обучения на следующих основаниях: во-первых, процесс обучения невозможен без наличия у учащихся определенных мотивов деятельности; во-вторых многолетняя практика обучения выработала целый ряд методов, н ...

Программное обеспечение экономического воспитания у детей младшего школьного возраста
Центральной идеей непрерывного экономического образования является постоянное развитие человека как субъекта деятельности на всем протяжении его жизни, освоение им новых экономических условий повышение настоящей и будущей жизнеспособности. Как динамический процесс непрерывное экономическое образова ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru