Еще в начале ХХ века Ч.Ферс, В.М.Бехтеревым и другими исследователями было показано, что легкая мышечная работа благотворно воздействует на психическую деятельность, а тяжелая – угнетает ее. Эти наблюдения легли в основу разработки системы, связанной с психогигиеной умственного труда, где физические упражнения выступали в качестве активного отдыха.
Проведенными исследованиями было выявлено, что направленность и степень изменения психических процессов под влиянием физических нагрузок зависят от характера физических упражнений, их объема и интенсивности, физической подготовленности людей, места физических упражнений в распорядке дня и других факторов.
Г.Д.Горбунов, например, изучал последствие плавательных нагрузок на внимание, оперативное мышление и память. Им выявлено, что улучшение этих психических процессов достигало пика в разное время: память и сосредоточение внимания – через 2 часа после кратковременной нагрузки с максимальной интенсивностью, а оперативное мышление и информационный поиск – через 3-4 часа. Утренние нагрузки оказывают лишь кратковременное (не более часа) положительное влияние на психические процессы (исключая информационный поиск, который удерживается на высоком уровне спустя 3 часа после плавания). Непривычные нагрузки оказывают как положительное, так и отрицательное влияние. Следовательно, для получения гарантированного положительного сдвига в интеллектуальной активности следует использовать физические упражнения систематически, чтобы они становились привычными.
Наиболее чувствительными к воздействию физических нагрузок оказались мнемические процессы. Перцептивные процессы улучшаются после кратковременных привычных физических нагрузок, но ухудшаются после непривычных нагрузок.
В исследованиях М.К. Босого с соавторами (1971), А.Ф.Дмитриева (1971), Б.К.Замаренова (1972), И.П.Мархасиной (1972), И.Г.Толкачевой (1980) было показано, что использование адекватных физических нагрузок улучшает протекание мыслительных процессов, произвольное внимание, повышает объем памяти, активизирует функцию слухового анализатора. Возможность регулирования профессиональной работоспособности студентов путем направленного использования физических упражнений показана и другими исследованиями.
Н.П.Локалова (1989) изучала влияние физических нагрузок на мыслительные процессы школьников. Оказалось, что не все физические упражнения приводят к положительным изменениям психических процессов, но в целом после уроков физкультуры мыслительные процессы активизировались даже больше, чем после уроков математики.
В.И.Сидоров (1994) показал, что оптимальной для активизации познавательных процессов школьников является физическая нагрузка, поднимающая частоту сердечных сокращений до 110-120 уд./мин.
Прочие статьи:
Методические особенности экологического образования детей в старшем
дошкольном возрасте
Эффективность экологического образования дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Их развитие и повышение уровня экологической образованности возможно в результате применения методики с учетом в ...
Особенности фонетико-фонематических расстройств у
дошкольников со стертой дизартрией
Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Она часто сочетается с другими речевыми нарушениями, например, с заиканием, общим недоразвитием речи. В настоящее время эта речевая патология рассматривает ...
Подготовительный этап обучения работе с детской книгой
На подготовительном этапе главная цель обучения – пробудить и поддержать у детей желание обращаться к книгам, листать их. Для достижении этой цели 1 раз в неделю в течение 20 – 25 минут проводиться занятия с детской книгой (в составе урока обучения грамоте). Ведущая учебная задача этого периода – п ...