Еще в начале ХХ века Ч.Ферс, В.М.Бехтеревым и другими исследователями было показано, что легкая мышечная работа благотворно воздействует на психическую деятельность, а тяжелая – угнетает ее. Эти наблюдения легли в основу разработки системы, связанной с психогигиеной умственного труда, где физические упражнения выступали в качестве активного отдыха.
Проведенными исследованиями было выявлено, что направленность и степень изменения психических процессов под влиянием физических нагрузок зависят от характера физических упражнений, их объема и интенсивности, физической подготовленности людей, места физических упражнений в распорядке дня и других факторов.
Г.Д.Горбунов, например, изучал последствие плавательных нагрузок на внимание, оперативное мышление и память. Им выявлено, что улучшение этих психических процессов достигало пика в разное время: память и сосредоточение внимания – через 2 часа после кратковременной нагрузки с максимальной интенсивностью, а оперативное мышление и информационный поиск – через 3-4 часа. Утренние нагрузки оказывают лишь кратковременное (не более часа) положительное влияние на психические процессы (исключая информационный поиск, который удерживается на высоком уровне спустя 3 часа после плавания). Непривычные нагрузки оказывают как положительное, так и отрицательное влияние. Следовательно, для получения гарантированного положительного сдвига в интеллектуальной активности следует использовать физические упражнения систематически, чтобы они становились привычными.
Наиболее чувствительными к воздействию физических нагрузок оказались мнемические процессы. Перцептивные процессы улучшаются после кратковременных привычных физических нагрузок, но ухудшаются после непривычных нагрузок.
В исследованиях М.К. Босого с соавторами (1971), А.Ф.Дмитриева (1971), Б.К.Замаренова (1972), И.П.Мархасиной (1972), И.Г.Толкачевой (1980) было показано, что использование адекватных физических нагрузок улучшает протекание мыслительных процессов, произвольное внимание, повышает объем памяти, активизирует функцию слухового анализатора. Возможность регулирования профессиональной работоспособности студентов путем направленного использования физических упражнений показана и другими исследованиями.
Н.П.Локалова (1989) изучала влияние физических нагрузок на мыслительные процессы школьников. Оказалось, что не все физические упражнения приводят к положительным изменениям психических процессов, но в целом после уроков физкультуры мыслительные процессы активизировались даже больше, чем после уроков математики.
В.И.Сидоров (1994) показал, что оптимальной для активизации познавательных процессов школьников является физическая нагрузка, поднимающая частоту сердечных сокращений до 110-120 уд./мин.
Прочие статьи:
Эстетическое освоение мира учащимися как социально-педагогическое явление
Центральной категорией нашего исследования выступает «эстетическое освоение мира» как социально-педагогический феномен, обладающий широким спектром толкования содержания. «Эстетическое» (чувствующий, чувственный) трактуется как начало, общее универсальное свойство, пронизывающее все процессы и явле ...
Взаимоотношения учителя и ученика в процессе обучения и воспитания
В.А. Сухомлинский считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Именно исходя из подобных установок в школе Сухомлинского стали практиковаться совместные походы, сочинения и чте ...
Основные моменты системы правового воспитания в
школе
Воспитание и самовоспитание соучастников образовательной деятельности снова становится актуальной общественной проблемой развития современной системы образования. Однако, традиционное для нашей школы понимание воспитания как целенаправленного воздействия на человека, прививающего ему потребные обще ...