Дополнительное образование как детерминанта эстетического освоения мира учащимися

В ходе исследования выявлена социально-педагогическая ценность дополнительного образования для эстетического освоения учащимися мира:

1. Общность целевых ориентиров процессов дополнительного образования и эстетического освоения мира учащимися проявляется в необходимости формирования субъектной активности личности в процессах самореализации и социализации.

2. Многообразие содержания предметной и надпредметной деятельности учащихся в учреждении дополнительного образования служит базисом личностного мироосвоения совокупности содержательных эстетически окрашенных направлений, представляющих палитру всех сфер жизнедеятельности человека: занятия интеллектуального, художественного, спортивного, экологического, хореографического, музыкального, исследовательского, социокультурного характера.

3. Сопряженность и взаимодополнение таких функций, как: информационная, позволяющая расширить диапазон знаний о мире; обучающая, обогащающая способы познания окружающей действительности; развивающая, актуализирующая способности и социально и личностно значимые качества учащихся; социализирующая, обеспечивающая выбор и реализацию ведущих типов отношений: отношение субъекта к миру в целом (недоверие, пессимизм – надежда на лучшее); отношение к другим людям (неискренность, подозрительность, манипуляции – доверие, принятие, открытость, естественность); отношение к себе (амбивалентность Я-образа, низкое самоприятие – целостность Я – образа, позитивное отношение к себе).

4. Социокультурная направленность познания и творчества в процессе дополнительного образования позволяет осуществить развитие у учащихся способности восприятия эстетических явлений в жизни и искусстве; умения различать душевные состояния при восприятии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, комического и трагического; формирование художественного и эстетического вкуса.

5. Приоритетность художественно-эстетической составляющей в дополнительном образовании, наличие которой обусловлено ненасыщаемостью духовно-эстетических потребностей личности, способствует утверждению эстетико-гуманистического отношения к окружающей жизни как способа гармонизации духовной и практической жизнедеятельности человека.

6. Наличие в учреждениях дополнительного образования свободных видов художественно-эстетического творчества, необходимых для эмоционально-нравственного обогащения личности, обеспечивает творческую практику для учащихся, стремящихся проявить себя при создании в предметно-чувственной форме образа новой эстетической реальности и ощутить эстетические переживания.

В исследовании доказано,

что дополнительное образование детей является особо организованной системой, изначально ориентированной на свободу выбора учащимися образовательной области, профиля программ, времени их освоения, разнообразия видов деятельности и создание благоприятных условий для реализации имеющегося природного потенциала ребенка в соответствии с его духовными потребностями.

Специфика организации образовательного процесса современного учреждения дополнительного образования, направленная на удовлетворение познавательного интереса, осуществление индивидуализации обучения, при неформальном характере общения и практической направленности обучения, даёт возможность педагогу следовать природе развития духовных и эстетических потребностей личности ребёнка (А.Я. Журкина).

Образовательное пространство дополнительного образования активно включает искусство как эстетическую среду формирования умения оценивать и понимать прекрасное в природе и окружающем мире, в продукте физического, интеллектуального и художественного труда; учит пользоваться плодами культурного и исторического наследия человечества; обусловливает посильное участие в процессе сохранения и обновления социокультурного пространства; влияет на совершенствование личности путем художественного общения и собственной творческой деятельности в различных видах искусства.

Анализ личностной ценности дополнительного образования выявляет заинтересованное, неравнодушное отношение человека к собственному образованию, что соответствует позиции неотчужденного эстетического (индивидуально-мотивированного и стимулированного) отношения человека к уровню и качеству получаемого образования. Образовательный процесс в учреждении дополнительного образования, таким образом, пронизан эстетическим началом во всех аспектах деятельности педагога, создающего особое пространство в совместном творческом процессе с учащимися по освоению мира.


Прочие статьи:

Роль фабульных текстов при обучении чтению
По способам ориентации на коммуниканта тексты делят на прерывно-фабульные и непрерывно-фабульные. Фабула – это лежащий в основе текста материал, сюжет – то, что из этого материала и как отражено в тексте. В непрерывно-фабульных текстах развитие темы не прерывается авторскими отступлениями и минимал ...

Анализ программных требований и диагностических методик по данной теме
В дошкольном учреждении уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно - гигиенических навыков. Во всех возрастных группах эта задача осуществляется в соответствии с программными требованиями. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знак ...

Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста в норме
Период раннего детства (от самого рождения до 3 лет) является благоприятным и решающим для развития речи. Тот речевой багаж, который ребенок получил в этом возрасте, во многом будет определять его дальнейшее интеллектуальное развитие и становление личности. Своевременное и полноценное овладение реч ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru