Коррекционно-диагностическая программа для детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи

Статьи об образовании » Предупреждение нарушения речи у детей с задержкой речевого развития в раннем возрасте » Коррекционно-диагностическая программа для детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи

Страница 1

Отправной точкой коррекционной программы является комплексное обследование педиатра, воспитателя, психолога, логопеда, дефектолога, рефлексотерапевта. Это служит базисом для организации командной работы этих специалистов. Благодаря ее преемственности снижается тяжесть социальной дезадаптации ребенка путем высвобождения имеющихся интеллектуальных ресурсов и других сохранных функций.

I этап – медицинское обследование

Этап рассчитан на 1 неделю

Задачи:

Изучение анамнестических данных.

• Обследование психического и физического здоровья ребенка.

• Выявление этиологии речевых нарушений и нарушений развития.

При обследовании используются методы электропунктурной диагностики, консультации узких специалистов и т.д.

II этап – психолого-педагогическая диагностика

Этап рассчитан на 2 недели.

Задачи

• Изучение особенностей социальной коммуникации ребенка.

• Логопедическое обследование (см. приложение 3).

• Дефектологическое обследование.

• Психологическое обследование.

• Построение концепции реабилитации ребенка.

В основе диагностической работы логопедов и дефектологов лежит методика Е.А. Стребелевой, а также методики, созданные специалистами лаборатории психического развития дошкольников Психологического института РАО.

Немаловажным при решении поставленных задач является поиск сильных сторон, на базе которых можно выстроить концепцию реабилитации ребенка раннего возраста.

III этап – разработка образовательного маршрута.

Этап рассчитан на 1 неделю.

Задачи

Создание перспективного плана воспитательного блока для адаптации детей к новым условиям.

• Разработка перспективного плана коррекционного блока с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

IV этап – коррекционно-развивающая работа

Этап рассчитан на 27 недель.

Задачи:

Формирование сенсорных навыков.

• Развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления).

• Развитие речи и коммуникативных способностей.

• Формирование навыков игровой деятельности.

• Развитие мелкой моторики.

• Формирование элементов продуктивных видов деятельности.

• Развитие социальных навыков.

Основными принципами при решении данных задач стали:

- положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в психическом развитии. Обучение не достигнет положительных результатов, если не будет опираться на деятельность самого ребенка, поэтому главное место в программе занимают практические задания;

- системный подход к решению поставленных задач;

- комплексный подход к работе, включающий в себя формирование всех сторон личности ребенка (психических процессов, речи, моторных функций, эмоционально-коммуникативных навыков и пр.)

Максимальное использование сохранных функций служит отправной точкой для проведения коррекционной работы. Развивая их особыми методами, как бы гипертрофируя и приспособляя к выполнению качественно новых действий, можно добиться значительных успехов в восстановлении ослабленных или утраченных функций.

Обязательные условия организации коррекционной работы:

- добровольное участие в ней семьи;

- проведение занятий в специально оборудованном пространстве (подобранные развивающие и безопасные игрушки, материалы);

- создание нужной (семейной) обстановки для свободного самовыражения детей, придания им уверенности в своих силах;

- обогащение связей и общения ребенка с близкими, друзьями и др.;

- регулярность занятий.

Родители являются непосредственными участниками коррекционной работы. Они получают образцы взаимодействия с ребенком, учатся понимать особенности его поведения, овладевают методическими приемами формирования специфических умений и навыков, реальной оценки уровня развития ребенка и его возможностей.

V этап – психолого-педагогическое тестирование

Этап рассчитан на 1 неделю.

Задачи:

• Логопедическое тестирование.

• Дефектологическое тестирование.

• Психологическое тестирование.

VI этап – итоговый

Этап заключается в сопровождении ребенка.

Максимальное использование сохранных функций служит отправной точкой для проведения коррекционной работы. Развивая их особыми методами.

Протокол обследования

Дата обследования _

Данные о ребенке

1. ФИО _

2. Число, месяц, год рождения _

3. Домашний адрес _

4. Откуда прибыл (из семьи, детсада) _

5. ФИО родителей, их возраст, образование, профессия

Мать _

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Характеристика гуманистической педагогики
Гуманистическая педагогика представляет собой одно из направлений в теории и практике воспитания, которое возникло в конце 50-х – начале 60-х годов в США, как педагогическое воплощение идей гуманистической психологии. Основные тенденции, которые характеризуют данное направление в педагогике – это п ...

Определение понятия "вербальная агрессия"
Прежде чем перейти к непосредственному изучению вербальной агрессии в школьной речевой среде, необходимо дать определение этого понятия, поскольку до сих пор единого мнения ученых относительно решения данного вопроса не существует. Между тем необходимость отличать вербальную агрессию от других видо ...

Методика Н.А. Чевелевой
В логопедических занятиях с заикающимися школьниками в настоящее время используются в основном методические рекомендации, предложенные для работы с детьми дошкольного возраста (для младших школьников) или с подростками и взрослыми (для старших школьников). Например, Н.А. Чевелева в своем пособии пр ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru