Тенденции развития и социально-педагогические условия гражданского воспитания в современных общеобразовательных учреждениях

Статьи об образовании » Гражданское воспитание школьников » Тенденции развития и социально-педагогические условия гражданского воспитания в современных общеобразовательных учреждениях

В настоящее время можно выявить следующие тенденции развития гражданского воспитания в современных общеобразовательных учреждениях:

- систематическое гражданское образование в школах, демократически ориентированный уклад жизни многих школ;

- движение общественно активных школ, возрождение в ряде областей страны производительного труда школьников, создание разветвленной сети детских и молодежных общественных организаций.

Все эти тенденции можно определить как прогнозные.

К социально-педагогическим условиям оптимизации гражданского воспитания, мы относим, прежде всего, последовательную реализацию принципа соединения обучения с производительным трудом, возвращение к идее политехнического образования, организацию производительного труда школьников, их допрофессиональной подготовки, возрождение в полном объеме системы профессионально-технического образования, расширение сети технических колледжей и лицеев, создание в школах ремесленных классов по типу дореволюционных для освоения детьми народных промыслов, навыков работы с различными инструментами, овладения информационно-компьютерными технологиями.

Российские педагоги понимают, что знания могут носить схоластический характер, если не будет соответствующим образом устроен уклад жизни школы. «В принципе школа до сих пор устроена таким образом, - отмечает А.Н.Тубельской, - что она никак не может формировать опыт нормального, правового, демократического поведения. В школах есть аллергия на так называемое самоуправление. Беда заключается еще и в том, что опыта демократического поведения не имеют не только дети, его не имеют учителя».

Таким образом, одним из непременных условий подлинно гражданского образования и воспитания является перестройка системы школьного образования на демократической основе, внесение демократических отношений в саму школьную жизнь. Иными словами - создание в школе демократического уклада жизни.

Основными элементами демократического уклада являются:

- идея приоритета прав личности, которая пронизывает всю школьную атмосферу - как содержание учебно-воспитательного процесса, так и всю школьную организацию;

- демократизация школьного управления, усиление его педагогическо­го потенциала, обеспечение широкого участия членов школьного коллек­тива в управлении школой, создание возможностей для гражданской дея­тельности учащихся не только в учебном процессе, но и вне его;

- превращение школы в сообщество, открытое как для внешнего мира, так и для участников образовательного процесса;

- широкое участие обучающихся в разработке и решении школьных, местных и общественных проблем;

- создание в школе среды взаимоуважения, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса, конструктивного общения, ди­алога, согласование интересов групп участников школьной жиз­ни, включая родителей и общественность, поощрение свободного и откры­того обсуждения организационных принципов в жизни коллектива;

- создание в школе среды самоусовершенствования и обновления; правового пространства (система формальных и неформальных норм и традиций), развитие школьного самоуправления, моделирование институтов демократии;

- учет возрастных особенностей и возможностей гражданского ста­новления личности.

Кроме того, эффективность гражданского воспитания во многом зависит от тех педагогических технологий, которые используются педагогами в образовательном процессе. Задача школы, других образовательных структур, детских общественных организаций в период, когда идет переоценка нравственных ценностей общества, состоит в создании условий для более адекватного самоопределения молодого человека в выборе жизненных приоритетов. Возникает необходимость в создании такой психологической атмосферы в ближайшем социуме, такой системы социальных отношений, в которых растет патриот, способный не только оценить и понять путь развития страны, но и видящий свою перспективу участия в этом процессе, организующий продуктивную и социально значимую деятельность.


Прочие статьи:

Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста в норме
Период раннего детства (от самого рождения до 3 лет) является благоприятным и решающим для развития речи. Тот речевой багаж, который ребенок получил в этом возрасте, во многом будет определять его дальнейшее интеллектуальное развитие и становление личности. Своевременное и полноценное овладение реч ...

Определение понятия продуктивно – исследовательского типа учебных действий
Психологический анализ продуктивного действия, включающего в себя и позицию самого действующего, необходимо рассматривать, с точки зрения Б.Д. Эльконина, с ответа на вопрос о первоначальной ситуации построения такого действия, т. е. о том, с чего фактически начинается творческий акт. В качестве исх ...

Социальные мотивы получения образования
Мотивация получения высшего образования зависит от различных факторов (гендерных, возрастных, специализации вуза и др.). Более того, можно предположить, что эти факторы действуют не изолированно друг от друга, а взаимосвязаны. Иными словами, можно попытаться выявить различные типы мотивации получен ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru