Проведение экспериментального исследования

Страница 1

Экспериментальное исследование проводилось с целью изучения особенностей принятия роли детей младшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось на базе МБДОУ № 49 города Нижнекамска с февраля по апрель 2011 года. В нем приняло участие 20 детей младшего дошкольного возраста, условно разделенные на экспериментальную и контрольную группы.

Эксперимент проводился на основании методики "Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры" из книги "Практикум по дошкольной психологии" Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной. Но так как методика позволяет исследовать особенности сюжетно-ролевой игры в разных аспектах, мы выбрали исследование, касающееся выполнения роли и взаимодействия детей в игре.

Были выбраны критерии, по которым оценивались умения детей принимать на себя роль:

- Обозначает ли выполняемую роль словом и когда (до игры или во время игры).

- Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомитмика).

- Каковы отличительные особенности ролевого диалога (степень развернутости: отдельные реплики, фразы, длительность ролевого диалога, направленность к игрушке, реальному или воображаемому партнеру).

- Передает и каким образом характерные особенности персонажа.

- Как участвует в распределении ролей. Кто руководит распределением ролей. Какие роли чаще исполняет: главные или второстепенные. Как

относится к необходимости выполнять второстепенные роли.

- Что предпочитает ребенок: играть один или входить в игровое объединение. Дать характеристику этого объединения: численность, устойчивость и характер взаимоотношений;

- Есть ли у ребенка любимые роли и сколько он может выполнять ролей в разных играх.

Критерии оценки:

Развитие умения принимать роль соответствует возрасту:

Бытовые сюжеты преобладают, но они уже менее статичны. Чаще дети используют в играх эпизоды из хорошо знакомых сказок.

Ребенок берет на себя роль, но пока еще редко называет себя соответственно этой роли. Дети с интересом воспроизводят ролевые действия, эмоционально передают ролевое поведение. Сначала игра сопровождается отдельными ролевыми репликами, постепенно развивается ролевой диалог, в том числе и с воображаемым собеседником. Дети тяготеют к совместным играм со сверстниками. Они активно включаются в игры других детей. Сначала их объединения носят кратковременный характер, затем они становятся более длительными.

Развитие умения принимать роль не соответствует возрасту:

Сюжеты по преимуществу бытовые. Они немногочисленны, однообразны, неустойчивы. Дети начинают объединять в игре 2 – 3 хорошо знакомых события, иногда включают в игру эпизоды из сказок.

Ребенок только начинает обозначать роль словом. С переходом к обобщенным игровым действиям появляется основание для содержательного ролевого общения. Дети часто разговаривают с игрушками как с партнерами по игре. Постепенно роль партнера переносится на сверстников, которые понимают смысл воображаемых действий, значение предметов-заместителей. Дети переходят к играм вдвоем, а затем к групповым играм.

Кроме этого провели игру "Кто в домике живет?" С этой целью приготовили домик и игрушку – зайчика. Детям задавали следующие вопросы:

- Хочешь поиграть?

- Как ты думаешь, кто в этом домике живет?

- Так кто же живет в домике?

- А ты хочешь зайти в гости к зайке?

- Зайка спрашивает: Кто там?

- А ты кто?

- Зайка спрашивает: кто там? Давай ответим зайке.

По результатам исследования по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной получили следующие данные.

Таблица 1 Развитие умения принимать роль у детей ЭГ

Фамилия, имя ребенка

Развитие умения принимать роль соответствует возрасту

Развитие умения принимать роль не соответствует возрасту

1. Артур

+

2. Регина

+

3. Денис

+

4. Айзиля

+

5. Костя

+

6. Эдик

+

7. Марат

+

8. Аделя

+

9. Юля

+

10 Вика

+

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Выбор профессии
"Согласно конституции СССР, существует право на выбор профессии и принадлежит оно самим выбирающим людям" Климов Е.А. "Выбор профессии – это выбор пути обучения профессии, это проектирование трудового жизненного пути" Однако отмечается, что выбор, направленный на построение проф ...

Определение творческой деятельности
Большинство исследований свидетельствуют о высокой образовательной и воспитательной эффективности технического творчества учащихся, о значительных возможностях обеспечения на его основе широких связей научно-технических знаний с материально-практической деятельностью, подчеркиваются преимущества вн ...

Социально-педагогическая теория эстетического освоения мира
Социально-педагогическая теория освоения учащимися мира в системе дополнительного образования детей интегрирует совокупность идей, составляющих смысловое ядро теории (идея развития эстетической сферы личности учащегося; идея эстетизации образовательного и жизненного пространства; идея активизации э ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru