Проведение экспериментального исследования

Страница 1

Экспериментальное исследование проводилось с целью изучения особенностей принятия роли детей младшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось на базе МБДОУ № 49 города Нижнекамска с февраля по апрель 2011 года. В нем приняло участие 20 детей младшего дошкольного возраста, условно разделенные на экспериментальную и контрольную группы.

Эксперимент проводился на основании методики "Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры" из книги "Практикум по дошкольной психологии" Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной. Но так как методика позволяет исследовать особенности сюжетно-ролевой игры в разных аспектах, мы выбрали исследование, касающееся выполнения роли и взаимодействия детей в игре.

Были выбраны критерии, по которым оценивались умения детей принимать на себя роль:

- Обозначает ли выполняемую роль словом и когда (до игры или во время игры).

- Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомитмика).

- Каковы отличительные особенности ролевого диалога (степень развернутости: отдельные реплики, фразы, длительность ролевого диалога, направленность к игрушке, реальному или воображаемому партнеру).

- Передает и каким образом характерные особенности персонажа.

- Как участвует в распределении ролей. Кто руководит распределением ролей. Какие роли чаще исполняет: главные или второстепенные. Как

относится к необходимости выполнять второстепенные роли.

- Что предпочитает ребенок: играть один или входить в игровое объединение. Дать характеристику этого объединения: численность, устойчивость и характер взаимоотношений;

- Есть ли у ребенка любимые роли и сколько он может выполнять ролей в разных играх.

Критерии оценки:

Развитие умения принимать роль соответствует возрасту:

Бытовые сюжеты преобладают, но они уже менее статичны. Чаще дети используют в играх эпизоды из хорошо знакомых сказок.

Ребенок берет на себя роль, но пока еще редко называет себя соответственно этой роли. Дети с интересом воспроизводят ролевые действия, эмоционально передают ролевое поведение. Сначала игра сопровождается отдельными ролевыми репликами, постепенно развивается ролевой диалог, в том числе и с воображаемым собеседником. Дети тяготеют к совместным играм со сверстниками. Они активно включаются в игры других детей. Сначала их объединения носят кратковременный характер, затем они становятся более длительными.

Развитие умения принимать роль не соответствует возрасту:

Сюжеты по преимуществу бытовые. Они немногочисленны, однообразны, неустойчивы. Дети начинают объединять в игре 2 – 3 хорошо знакомых события, иногда включают в игру эпизоды из сказок.

Ребенок только начинает обозначать роль словом. С переходом к обобщенным игровым действиям появляется основание для содержательного ролевого общения. Дети часто разговаривают с игрушками как с партнерами по игре. Постепенно роль партнера переносится на сверстников, которые понимают смысл воображаемых действий, значение предметов-заместителей. Дети переходят к играм вдвоем, а затем к групповым играм.

Кроме этого провели игру "Кто в домике живет?" С этой целью приготовили домик и игрушку – зайчика. Детям задавали следующие вопросы:

- Хочешь поиграть?

- Как ты думаешь, кто в этом домике живет?

- Так кто же живет в домике?

- А ты хочешь зайти в гости к зайке?

- Зайка спрашивает: Кто там?

- А ты кто?

- Зайка спрашивает: кто там? Давай ответим зайке.

По результатам исследования по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной получили следующие данные.

Таблица 1 Развитие умения принимать роль у детей ЭГ

Фамилия, имя ребенка

Развитие умения принимать роль соответствует возрасту

Развитие умения принимать роль не соответствует возрасту

1. Артур

+

2. Регина

+

3. Денис

+

4. Айзиля

+

5. Костя

+

6. Эдик

+

7. Марат

+

8. Аделя

+

9. Юля

+

10 Вика

+

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Философские и психологические идеи П.П. Блонского
К историко-философскому факультету Киевского университета была приписана кафедра философии и психологии, где начинал свою научную деятельность Блонский. Наибольшее влияние на него оказали лекции профессоров философии А.Н. Гилярова и Г.И. Челпанова. Под влиянием Гилярова он увлекся античной философи ...

Управление процессом обучения на первых уроках
Учебник: "Алгебра 7". Авторы: Макарычев Ю. Н., Миндюк Н. Г., Нешков К. И., Суворова С. Б. 5 ч в неделю, 12 часов. № урока Содержание учебного материала Кол-во часов 1-3 4-5 6-7 8-9 10-11 12 Числовые выражения Выражения с переменными Сравнения значений выражений Свойства действий над числа ...

Педагогическая импровизация: исторический аспект
Исследователи в области педагогики уже давно обратили внимание на необходимость развития творческой личности учителя, но педагогической импровизации, неотъемлемому компоненту педагогической деятельности, до недавних пор уделялось недостаточно внимания. Слово «импровизация» (лат. improvisus) означае ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru