Экологическое образование дошкольников в современном дошкольном учебном заведении

Статьи об образовании » Эксперимент как метод экологического образования детей старшего дошкольного возраста » Экологическое образование дошкольников в современном дошкольном учебном заведении

Страница 1

Развитие экологического образования как нового направления дошкольной педагогики началось гораздо позже, чем экологического образования школьников и студентов, и в настоящее время находится в стадии становления. Особенно бурное развитие этого направления наблюдается в 90-е годы. Появляются парциальные экологические программы, вопросы экологии включаются в содержание отдельных разделов комплексных программ («Развитие», «Детство», «Радуга»), в базисную программу развития ребенка-дошкольника «Истоки»; публикуются разнообразные методические разработки. Организуются всероссийские и региональные совещания, конкурсы на лучшую организацию работы по экологическому образованию. Отдельные требования (в качестве временного стандарта) сформулированы в 1996 г. в документах по аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений в разделе «Развитие экологической культуры детей». Этот документ впервые закрепил требование к дошкольным учреждениям любого вида проводить работу в области экологического образования.

Анализ разнообразных материалов (монографии, методические пособия, сборники статей, статьи в периодической печати, опыт работы дошкольных учреждений, представленный на выставках, конкурсах, конференциях и т.п.) позволил сделать вывод о том, что современное экологическое образование как особое направление дошкольной педагогики в нашей стране формируется на основе нескольких составляющих и в значительной степени отличается от такового в других странах,

1. Традиционные для отечественной педагогики подходы (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой и другие), базирующиеся на тесном контакте детей с природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях. Такой подход подразумевает, с одной стороны, развитие в ребенке нравственных начал, умения видеть красоту природы, чувствовать и понимать ее, с другой — развитие познавательного интереса, рассмотрение природы как универсального объекта для обучения. С именами этих и других известных русских педагогов тесно связано становление в дошкольных учреждениях нашей страны такого традиционного направления работы, как ознакомление с окружающим миром, природой. Это направление создает хорошую базу для экологического образования детей.

2. Народные традиции. Народные праздники, приметы, игры, сказки разных народов отражают определенный уровень восприятия природы людьми, их отношение к ней, особенности использования природных ресурсов. В народном творчестве хорошо прослеживаются региональные особенности взаимоотношений «человек — природа». Интерес детей дошкольного возраста к играм, сказкам, загадкам делает особо перспективным использование элементов различных культур в целях экологического образования.

3. Зарубежные технологии. В настоящее время зарубежные технологии слабо представлены в массовой практике экологического образования дошкольников. Наиболее известны в нашей стране разработки специалистов США («Ощущение чуда»), Швеции (школа Мулле), в меньшей степени — Германии. В большинстве случаев зарубежные материалы представляются в виде описания конкретных технологий (игр, исследований и т.п.) без теоретических обоснований и рассчитаны на детей старшего дошкольного и школьного возраста. Все они требуют адаптации к российским условиям.

4. Отечественное экологическое образование школьников. В отсутствие достаточного количества методической литературы воспитатели дошкольных учреждений зачастую пытаются перенести содержание учебников, методику обучения учащихся начальной школы в детский сад. Такой подход ведет к потере интереса детей к этой области знаний и перегрузке излишней информацией. Содержание и методика школьного экологического образования не могут механически переноситься в дошкольные учреждения, хотя их необходимо учитывать при рассмотрении вопроса о преемственности «дошкольная ступень — начальная школа».

На основе анализа особенностей формирования системы непрерывного экологического образования и ее первой дошкольной ступени в регионах определены различные варианты становления экологического образования дошкольников. Первый из них можно обозначить как стихийный, второй - как системный. В первом случае инициатива внедрения элементов экологического образования принадлежит непосредственно коллективу дошкольного учреждения, который самостоятельно, в рамках своего понимания, работает в данном направлении, используя и адаптируя известные программы или создавая собственные. Во втором случае вначале разрабатывается концепция непрерывного образования региона, в которой определенное место отводится дошкольной ступени (в работе рассматриваются конкретные примеры). При таком подходе цели и задачи дошкольного образования определяются, исходя из положений общей региональной концепции. Второй (системный) вариант организации работы представляется более предпочтительным, так как в этом случае ребенок, начиная с дошкольного возраста, получает систематическое экологическое образование, с учетом преемственности. Работа дошкольных учреждений в системе непрерывного экологического образования улучшает координацию дошкольных учреждений с другими организациями, что позволяет получить более эффективные результаты. Возможен и третий вариант, когда коллективы детских садов, самостоятельно выбравшие экологическую тематику в качестве приоритетного направления, со временем включаются в региональную систему непрерывного экологического образования. Однако такой подход не всегда дает положительные результаты, так как содержание и цели работы в дошкольном учреждении зачастую не согласованы с положениями общей региональной концепции.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Особенности развития речи старших дошкольников
Речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка. Овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сензитивен к ее усвоению. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения ...

Гуманистическое мировоззрение как основа воспитания
В общем смысле гуманизм понимается как исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободе, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливост ...

Грамматические системы словообразования и словоизменения
По мнению Ефремовой Т.Ф. словообразование - образование слов от других слов с помощью определенных операций, подразумевающих содержательные и формальные изменения характеристик слова. Слово, полученное в результате процесса словообразования, называется производным или мотивированным. Исходное же сл ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru