Социализация ребенка – процесс длительный и очень сложный. С одной стороны, любое общество, которое на каждом этапе своего развития вырабатывает определенную систему социальных и нравственных ценностей, свои идеалы, нормы и правила поведения, прежде всего само заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок, приняв и усвоив их, смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом. Для этого общество в той или иной форме всегда оказывает целенаправленное воздействие на личность, осуществляемое через воспитание и образование. С другой стороны, на ее формирование большое влияние оказывают и разнообразные стихийные. Спонтанные процессы, происходящие в окружающей жизни. Поэтому суммарный результат таких целенаправленных и стихийных влиянии не всегда предсказуем и не всегда отвечает интересам общества.
В социологической, психологической и педагогической литературе достаточно основательно прорабатывают проблему детей с отклоняющимся поведением, разновидностями которого является детский алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения и преступность.
Среди детей, имеющих отклонения в социальном развитии, следует также выделить такую категорию, как дети, оставшиеся без попечения родителей. Это дети – сироты и так называемые «социальные сироты» - дети, которые имеют биологических родителей, но в силу разного рода обстоятельств не живут с ними. Для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существуют специальные образовательные и социальные учреждения. К ним относятся: дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, социально-реабилитационные центры помощи детям, социальные приюты и д.р.
В реальной жизни определилось несколько вариантов детских судеб, требующих действенного вмешательства:
ребенок категорически отказывается жить дома, в то время как родители настаивают на его возвращении;
ребенок ночует под одной крышей с теми, кого трудно назвать семьей;
ребенок месяцами живет в больнице – он ни сирота, и поэтому не может быть помещен в детский дом;
ребенок попадает за решетку приемника-распределителя;
подросток убегает из детского дома.
К сожалению, законы не в состоянии предусмотреть эти случаи и лишь организовывают отношения между учреждением и ребенком словосочетанием «не имеет права»: приют не имеет права забирать ребенка от избивающих его родителей, приемник-распределитель не имеет право дать убежище «уставшему» от скитания по подвалам ребенку, детски дом не имеет право принять ребенка без документов и т.д.
Помещение ребенка на институциональное попечение, коим является детский дом, школа-интернат, «лесная школа», семейные детские дома, которые могут быть созданы государственными службами или частными организациями, не извлекающие из этого прибыли.
Опека – это форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных). Под опекой также понимают лица или учреждения, на которые возложено такое наблюдение.
Лицо, которому поручена опека, называют опекуном, а его обязательство опекунством.
Попечительство – форма защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних (и некоторых других категории людей), то есть под попечение, по сравнению с опекой может попадать значительно более широкая категория людей.
В настоящее время широко используется в обыденной жизни и теоретических исследованиях два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дет – сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу они берет на себя общество и государство.
Таким образом, к категории детей, оставшихся без попечения родителей, относятся дети, у которых родители:
умерли;
лишены родительских прав;
ограничены в родительских правах;
признаны безвестно отсутствующими;
недееспособными (ограниченно дееспособными);
Прочие статьи:
Характеристика словесных методов и возможности их применения в процессе
обучения истории в основной школе
К словесным методам обучения относятся рассказ, лекция, беседа и др. В процессе их применения учитель посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а ученики посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают. Рассказ. Этот метод предполагает устное пове ...
Программа психолого-педагогической коррекции коммуникативной сферы старших
дошкольников
Для решения указанной выше задачи служат специальные коррекционные игры и занятия. Эта работа должна включать ряд этапов. Остановимся на их описании. Задачей первого этапа является преодоление отчужденной позиции в отношении к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от дру ...
Основные направления работы по развитию мелкой моторики с детьми младшего
дошкольного возраста с нарушением речи
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явле ...