Проблема мотивации педагогической деятельности актуальна в настоящее время, когда в литературных источниках данная проблема практически не освещена. Хотя ее изучением занимались И.А. Зимняя, Т.В. Габай и многие другие ученые. Требуют уточнения все вопросы и явления данной проблемы.
Я считаю, что данная проблема изучена в литературе очень слабо. Мотивация является основным фактором педагогической деятельности.
Актуальной проблемой в русле которой мы будем проводить свое исследование, будет мотивация педагогической деятельности. Наше исследование будет полезно в первую очередь сами педагоги начальных классов для оптимизации учебного процесса и отношений в классе. Во вторую очередь психологам-профконсультантам, с целью помочь молодежи сделать осознанный выбор профессии. В третью очередь – социальным работникам для проведения мероприятий, способствующих улучшению педагогической деятельности учителей начальных классов.
Мотивы педагогической деятельности учителей начальных классов бывают в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Внутренний аспект – это когда для учителя имеет значение сама деятельность [3, c.280-283]. Внешние – это заработная плата, льготы, карьерный рост.
Известно, что в настоящее время в профессиональной деятельности многих учителей начальных классов будут преобладать внутренние мотивы, потому что некоторых удовлетворяют внешние мотивы; кого-то в полной мере, кого-то в неполной мере, кого-то вообще не удовлетворяют.
Многие учителя берут дополнительную нагрузку: либо группу продленного дня, либо учеников, обучающихся по индивидуальной программе, некоторые работают в две смены. Карьерного роста тоже нет, максимальный 10-11 разряд единой тарифной сетки. Льготы за жилищно-коммунальные услуги учителям сельских школ компенсируют, городских школ – нет. Многие учителя занимаются репетиторством.
Цель данной курсовой работы – изучить мотивацию педагогической деятельности учителей начальных классов.
Объект работы – мотивация деятельности учителей начальных классов.
Предмет – мотивация педагогической деятельности учителей начальных классов.
Известно, что педагогическая деятельность учителей начальных классов мотивирована в большей мере внутренними мотивами. В связи с этим можно предположить, что в педагогической деятельности учителей начальных классов будут преобладать внутренние мотивы.
В своем исследовании мы опирались на теоретические и методологические принципы психологии:
1) Принцип сознания и деятельности
По мнению С.Л. Рубинштейна, сознание и деятельность равноправны.
2) Принцип детерминизма
3) Принцип развития.
При проведении исследования мы опирались на метод теста «Шкала мотивов профессиональной деятельности» К. Замфир (в адаптации А.А. Реана) и работы И.А. Зимней, Т.В. Габай, А.К. Марковой, Н.Л. Ланды, А.А. Реана, В.С. Талызиной, Н.В. Кузьминой.
Задачи исследования:
1) Теоретическая – систематизация данных по проблеме из литературных источников;
2) Практическая – изучение мотивации профессиональной деятельности учителей начальных классов.
Б.В. Ольшанский приводит такие данные– 62,8% учителей перегружены учебной работой, 16,3% мужей недовольны профессией жены-учительницы, 20,9% учителей страдают хроническими профессиональными заболеваниями, такими как близорукость, сколиоз позвоночника, заболевания верхних дыхательных путей, заболевания желудочно-кишечного тракта.
Прочие статьи:
Соблюдение дидактических принципов
Активность учащихся на уроках физической культуры во многом определяется соблюдением учителем дидактических принципов. В настоящее время число дидактических принципов, формируемых педагогами, неуклонно растет. Их делят на две группы, одна из которых отражает мировоззренческую сторону обучения (прин ...
Особенности формирования активного словарного
запаса у старших дошкольников со стертой формой дизартрии
По данным Е.Ф. Соботович, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, ведущим нарушением при стертой дизартрии является нарушение произносительной стороны речи. Вместе с тем у многих детей обнаруживается и несформированность лексико-грамматического строя речи, фонематических процессов, что представляет собо ...
Дидактическая игра как метод пропедевтической работы с детьми 5-6 лет с ОНР
Дидактические игры - специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Системы Д.и. впервые разработаны для дошкольного воспитания Ф. Фребелем и М. Монтессори, для начального обучения - О. Декроли. В отечественной педагогической практике в 1940-50-е гг. Д.и. рассматривались преиму ...