Анализ исторических тенденций развития детского пионерского движения

Статьи об образовании » Детское движение в современном обществе » Анализ исторических тенденций развития детского пионерского движения

Страница 1

Изначально детское пионерское движение было деятельностью детских коммунистических организаций в СССР и в других социалистических странах. Происходя от скаутского движения, пионерское движение отличалось от него по существенным аспектам: система носила всеохватывающий государственный характер и ставила своей целью идеологическую индоктринацию детей и их воспитание в качестве граждан, полностью преданных коммунистической партии и государству. При этом следует отметить, что, по мере эволюции движения, роль наследия скаутинга в нем падала (что хорошо прослеживается на эволюции пионерского лагеря от типа спортивно-туристического палаточного лагеря к типу санаторного комплекса) Среди частных отличий можно указать отсутствие отдельных организаций для мальчиков и девочек. В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его имя.

Истоки пионерского движения лежат в скаутинге. В 1917 году в России существовала относительно разветвленная сеть детских скаутских организаций; всего скаутов было около 50 тысяч. В условиях наступившей Гражданской войны, скауты помогали разыскивать беспризорных детей, организовывали отряды детской милиции и оказывали социальную помощь. На территориях, контролировавшихся Советской властью, скаутское движение распалось на несколько направлений. Иннокентий Жуков (бывший секретарь общества "Русский скаут"), призывал создать Всемирное рыцарство и Трудовое братство скаутов на базе труда, игры, любви друг к другу и всему миру, призывая к тесному сотрудничеству скаутизма с комсомолом. Параллельно существовало и течение «юкизма» (ЮК-скауты, т.е. «юные коммунисты - скауты» прямо пытавшиеся объединить принципы скаутизма с коммунистической идеологией. Идея создания "ЮК-скаутов" принадлежит большевистскому функционеру Вере Бонч-Бруевич. Комсомол, однако, обвинял "юковцев" в том, что они не проводят реального коммунистического воспитания, и коммунистическая идея служит им лишь формальным прикрытием для прежнего "буржуазного" скаутизма.

Едва возникнув, комсомол объявил войну скаутизму (включая юкизм), видя в нем своего соперника. Уже на съезде РКСМ 1919 г. было принято решение о роспуске скаутских отрядов. Одновременно, в коммунистических кругах стала ощущаться необходимость создать собственную, коммунистическую организацию для работы с детьми. Идея была сформулирована Н.К. Крупской, которая в 20-х числах ноября 1921г. несколько раз в разных местах выступила с докладом «О бойскаутизме». Доклад был вскоре опубликован брошюрой под заглавием «РКСМ и бойскаутизм», в котором предложила комсомолу взять на вооружение скаутские методы и создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию». После выступления Крупской на бюро ЦК РКСМ (29 ноября) для обсуждения вопроса «о применении скаутизма для воспитания рабочей молодежи и детей» была создана специальная комиссия. В начале 1922 г. была выдвинута идея о применении скаутских методов не среди комсомольцев, а среди детей и создания детского коммунистического движения (ДКД). И.Жуков предложил для новой организации название «пионеры» (заимствованное из скаутской практики). Символы ее представляли собой несколько видоизмененную скаутскую символику: красный галстук (вместо зеленого; он использовался уже "юковцами"), белая (вместо зеленой) блуза, скаутский девиз «Будь готов!» и скаутский же ответ на него «Всегда готов!». От скаутизма в пионерской организации сохранились игровые формы воспитательной работы с детьми, организация детей по отрядам, институт вожатых, сборы у костра, элементы символики (например, три лепестка лилии скаутского значка в пионерском значке заменили три языка пламени костра, три конца ставшего красным пионерского галстука стали означать три поколения: пионеров, комсомольцев и коммунистов) .

2 февраля 1922 г. бюро ЦК РКСМ разослало местным организациям циркулярное письмо о создании детских групп при комосмольских ячейках. 4 февраля соответствующее решение было принято Московским комитетом РКСМ. 13 февраля бывший скаутмастер и член РКСМ, 19-летний Михаил Стремянников, организовал отряд «юных пионеров» в школе фабрично-заводского ученичества (фабзавуче) имени Н.А. Борщевского при бывшей типографии Машистова на Красной Пресне. Эта группа обычно считается первым пионерским отрядом. 2 марта при ЦК РКСМ было создано временное бюро детских групп с задачей разработать устав, который и был представлен в мае на Всероссийской конференции ВЛКСМ. Принятая 19 мая резолюция гласила: «Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей, Всероссийская конференция поручает ЦК разработать вопрос о детском движении и применении в нем реорганизованной системы «скаутинг». Учитывая опыт Московской организации, Конференция поставляет распространить этот опыт на тех же основаниях на другие организации РКСМ под руководством ЦК». Было создано бюро по работе среди детей из 7 человек, из них 4 - бывшие скаутмастеры .

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Психолого-педагогические аспекты применения различных художественных техник в старшей дошкольной группе
дошкольный творчество изобразительное искусство Детство – это первая ступень человека, на которой начинается познание мира. Через конкретные живые образы природа вливается в живое существо миром красок, чувств, разнообразных форм и явлений. На этом важном жизненном этапе идет процесс интенсивного п ...

Использование политехнических знаний в технологии
Правомерность существовавших подходов к изучению технологии в школе как части политехнического образования подтверждалась имевшимися в техникознании взглядами на технологию, которые связывали ее с материальным производством, техникой, техническим прогрессом, а также представлениями о технологическо ...

Диагностика и динамика навыков диалогического общения в процессе организации культурно-досуговой деятельности на уроках английского языка
Важной частью моей курсовой работы явилась разработка и проведение педагогического исследования. Хотелось получить более точные характеристики изучаемого педагогического явления (развития диалогических навыков), изучить его связь с другими явлениями и определить наиболее эффективные условия их испо ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru