Цель: подобрать диагностирующие методики и выявить уровень развития словаря детей 6–7 лет.
Задачи:
Подобрать методику, соответствующую условиям нашего эксперимента.
Провести диагностическое обследование детей 6–7 лет, направленное на выявление уровня развития словаря.
Из всего многообразия диагностирующих методик нами была использована методика Л.С. Выготского, О.Н. Усановой «Диагностика развития словаря», которая включила в себя четыре задания.
Цель данной методики: изучение количественного и качественного развития словаря детей 6–7 лет.
Задание №1 «Подбери картинку»
Цель: изучение процесса обобщения.
Материал: по 5 картинок на каждую классификационную группу предметов: музыкальные инструменты, цветы, деревья, транспорт, посуда, инструменты, головные уборы и школьные принадлежности.
Методика проведения:
серия. Разложи картинки так, чтобы они подходили друг к другу. Назови их одним словом.
сепия. Разложи предметы из одной группы («Транспорт», «Одежда», «Посуда»), что к чему подходит, и назови одним словом. Например: транспорт – водный, наземный воздушный; одежда – весенняя, зимняя, осенняя, летняя, посуда – чайная, столовая, кухонная.
Оценка результатов:
Правильно раскладывает все картинки и называет обобщающие слова – 3 балла;
допускает 3–4 ошибки в раскладывании картинок и назывании обобщающих слов, но сам исправляет ошибки – 2 балла;
допускает 5 и более ошибок и затрудняется назвать некоторые обобщающие слова – 1 балл.
Результаты выполнения первого задания фиксировались в протоколе (Таблица 1)
Таблица 1. Результаты выполнения первого задания
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Кол-во баллов |
1 |
Артем Т. |
1 |
2 |
Влад Т. |
2 |
3 |
Настя Л. |
2 |
4 |
Илья С. |
2 |
5 |
Кирилл А. |
2 |
6 |
Соня Ф. |
3 |
7 |
Арина Е. |
2 |
8 |
Кирилл К. |
3 |
9 |
Настя Т. |
3 |
10 |
Вика Р. |
1 |
Из результатов первого задания видно, что 3 детей (30%) при выполнении задания правильно разложили все картинки и назвали обобщающие слова, 5 детей (50%) допустили небольшое количество ошибок при раскладывании картинок и назывании обобщающих слов. Из них 2 детей (20%), после инструкции педагога: «Посмотри внимательно, правильно ли ты разложил картинки?», сами исправили эти ошибки. 2 детей (20%) допустили большое количество ошибок. Данные дети затруднились назвать обобщающие слова.
Часто обобщения делались по признакам несущественным, но эмоционально значимым для ребенка. В этом случае слово обозначало обобщение, но его содержание часто расходилось с социально закрепленным, являясь либо чрезмерно узким, либо чрезмерно широким.
Так, например, школьными принадлежностями они считали только ранец, тетрадь, пенал не включая сюда, например, ручку, карандаш, стерку.
Задание 2. «Какой? Какая? Какое? Какие?»
Цель: изучение использования детьми в речи прилагательных.
Материал: карточки с изображением предметов (какой – виноград, колокольчик, жираф, шкаф; какая – лягушка, кровать, луна, шляпа; какое – пальто, солнце, кресло, яблоко; какие – белки, звезды, брюки, часы).
Методика проведения:
1 серия. Экспериментатор показывает последовательно картинки с изображением предмета и просит назвать: «Виноград – какой?».
серия. Экспериментатор называет предмет и просит определить, какой он.
За каждое названное прилагательное в 1-й и 2-й сериях ребенок получает фишку.
Оценка результатов:
Прочие статьи:
Сравнительный анализ жизнедеятельности скаутского и пионерского движения,
как наиболее ярких примеров детского общественного движения
В наше время скаутское и пионерское движения существуют одновременно и независимо друг от друга, и, несомненно, обе организации вносят существенный вклад в социальное развитие детей и подростков. И все же нас интересует вопрос сходства и различия данных движений на современном этапе развития. Для п ...
Задания на различение длительности звука
Они, так же как и предыдущие, строятся на основе восприятия и воспроизведения детьми звуков разной длительности, связанных с каким-либо образным действием. Например, долгие удары по бубну могут означать игровой образ — «медведь идет», короткие — «зайчики прыгают». Дети второго года жизни только слу ...
Влияние проблемного обучения на интеллектуальные
процессы и умственные способности учащихся
М.И. Махмутов утверждал, что в проблемном обучении «…. . сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавателя и ученика ориен ...