Роль народных игр в ходе развития творческих способностей старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения

Статьи об образовании » Роль народных игр в ходе развития творческих способностей старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Развитие творческих способностей в игровой деятельности — актуальнейшая проблема современной психологии и педагогики.

Детское творчество — это своеобразная самостоятельная сфера духовной жизни. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность.

В настоящее время актуальным является проблема приобщения молодого поколения к национальной культуре, что трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки; пусть это будут и народные игры, в которые радость движения сочетается с духовным обогащением детей.

Дошкольный возраст - это особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. А.Н. Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического складывания будущей личности.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Именно в игре ребенок познает окружающий мир и общается со сверстниками. Народные игры являются одним из средств полноценного развития ребенка, формирования позитивных отношений дошкольника со сверстниками.

Народные игры для дошкольников - это естественная среда, в которой искусство переплетено с жизнью людей. Народные игры могут подарить дошкольникам встречи с чудными мелодиями, исполненными подлинно родным языком; они приближают ребенка к прекрасному, порождают в сознании маленького человека любовь к доброте. Народные игры для дошкольников выдержали испытание временем, отшлифовались годами и представляют для педагогов истинную педагогическую кладезь.

Народные игры для дошкольников в естественной форме ненавязчиво учит ребенка быть добрым, трудолюбивым, любить природу, гордиться своим родным краем. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки сделали процесс игры более интересным и содержательным. Народные игры для дошкольников были непременным элементом обрядовых праздников.

Народное творчество и народные игры на протяжении веков является сокровищницей национальных традиций, основным компонентом сохранения национального своеобразия художественной культуры. Оно стало основой для развития многих жанров профессионального искусства, ему принадлежит огромная роль в процессе эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования верных морально-этических ориентиров, заложенных в народном творчестве как наиболее емкой и образной форме выражения национального характера каждого народа.

К сожалению, многие народные игры для дошкольников сегодня почти исчезли из детства. Мы считаем, что именно в процессе приобщения к народным традициям и народному творчеству средствами народных игр возможно повысить уровень развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Особенно это касается старших дошкольников, стоящих на пороге новой, школьной, жизни. Этот возраст многие ученые определяют как самый податливый для педагогического воздействия: у ребенка ещё не сформировано критическое отношение ко всему, что вокруг него происходит, зато степень принятия, «впитывания» чрезвычайно высока.

Л.С. Выготский выделяет как один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики — это вопрос о творчестве у детей, о развитии творческих способностей и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка.

Объектом исследования был определен процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте, а предметом исследования – роль народных игр в ходе развития творческих способностей старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Целью данной учебно-исследовательской работы является выявление и обоснование эффективности использования народных игр в процессе развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ).

В ходе работы была выдвинута гипотеза: народная игра является эффективным средством развития творческих способностей старших дошкольников при условиях систематичности и комплексности применения в процессе игровой деятельности старших дошкольников.

Для доказательства выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:

1) раскрыть особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;

2) проанализировать педагогическую значимость народной игры и ее роль в процессе развития творческих способностей старших дошкольников;

3) провести экспериментальную работу по развитию творческих способностей у старших дошкольников в процессе специально организованной игровой деятельности детей в условиях ДОУ;

4) подвести итоги экспериментального исследования и выработать методические рекомендации.

Методы исследования: теоретические (анализ, синтез и обобщение); эмпирические (беседа, анализ продуктов творческой деятельности дошкольников, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент); статистические методы исследования.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют философские и психолого-педагогические концепции развития личности, основные положения о роли деятельности в воспитании творческой личности. Необходимость обращения к народной культуре в процессе воспитания обосновывается в трудах И.А. Ильина, Л.Н. Толстого,К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского и др. К вопросам развития творческих способностей в детском возрасте обращались Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.Н. Лук, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др. Теория игры показана в работах Г. Спенсера, А. Адлера, Д.Н. Узнадзе П.П. Блонского и др. Игра как ведущая деятельность дошкольника анализируется в трудах А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Н. Рубинштейна, А.П. Усовой и др.

Экспериментальная база исследования – ДОУ детский сад № 33 с. Пышлицы. В эксперименте принимали участие 27 детей старшей дошкольной группы.

Практическая значимость работы заключается в том, что данные исследования, методические рекомендации, выработанные по итогам эксперимента, могут быть использованы воспитателями ДОУ и родителями для работы с детьми дошкольного возраста.

Основные этапы исследовательской деятельности:

Работа проходила в три этапа. На первом этапе исследования проводился теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, помимо этого осуществлялся анализ программно-методической деятельности ДОУ детский сад № 33 с. Пышлицы, где непосредственно работает автор исследования. На втором этапе был проведен педагогический эксперимент, показавший эффективность использования народных игр в процессе развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ. На третьем этапе были подведены итоги исследования и оформлены в виде выпускной квалификационной работы.


Прочие статьи:

Основные направления работы по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением речи
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явле ...

Анализ программных требований и диагностических методик по данной теме
В дошкольном учреждении уделяется большое внимание воспитанию у детей культурно - гигиенических навыков. Во всех возрастных группах эта задача осуществляется в соответствии с программными требованиями. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знак ...

Проявления коммуникативно-педагогических ошибок учителей во взаимоотношении с младшими школьниками
Человеку свойственно ошибаться, однако не следует чрезмерно опасаться возможных ошибок, ведь от них не застрахованы даже опытные педагоги. Когда школьный учитель впервые входит в класс, для него многое неожиданно. Но хотя новая окружающая его обстановка порой полна неясностей, решения он должен при ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru