Творчество как феномен человеческой деятельности

Страница 1

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

В принципе можно предположить, что творческие способности в определенной мере присущи любому человеку, любому нормальному ребенку, нужно лишь суметь раскрыть их и развить. Многое зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени и в той или иной форме присущ каждому. Творческие способности не создаются, а высвобождаются. Существует много талантов, от крупных и ярких до скромных и малозаметных, но сущность творческого процесса, алгоритм его протекания одинаков для всех.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Творческие способности определяется как новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.

Понятию «творческие способности» также можно дать и более широкое определение.

Философы определяют творческие способности, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества.

«Развитие творческих способностей, - писал Л. С. Рубинштейн, - совершается по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность данного уровня, открывает новые возможности для развития способностей более высокого уровня» .

Творчество — это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности.

По сути дела, творчество — это способность создавать любую принципиально новую возможность.

В «Педагогике» В. А. Сластенина под творческими способностями понимаются способности, отражающие глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения .

К данному понятию автор обращается в связи с характеристикой современных подходов к образованию, поскольку основным требованиям сегодня является развитие творческой личности, способной выходить за пределы известного, принимать не стандартные решения, создавать продукты, характеризующихся новизной.

Психологи утверждают, что развитие творческих способностей связаны с развитием воображения, фантазии. Среди предпосылок и оснований, характерных для проявления творчества отечественные психологи выделяют перцептивные особенности личности, обладающие творческим потенциалом, которые выражаются в необыкновенной напряженности внимания, огромной впечатлительности, восприимчивости. К числу интеллектуальных проявлений относят интуицию, могучую фантазию, выдумку, дар предвидения, обширность знаний. Среди характерологических особенностей подчеркивают уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию, колоссальную работоспособность. Особенности мотивации деятельности усматривают в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели, творчества, сколько в самом его процессе. Специфическая черта творца характеризуется как почти непреодолимое стремление к творческой деятельности .

Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.

Когда творчество направлено на поиск нового, оригинального, возможно, ранее неизвестного решения, оно обретает статус деятельности и представляет собой многоуровневую систему. В этой системе выделяются специфические мотивы, цели, способы действия, фиксируются особенности их динамики.

Очевидно, что понятие «творчество» тесным образом связано с понятием «творческая деятельность».

Творческая деятельность – нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Основные направления деятельности педагога-психолога по коррекции нарушений социального развития дошкольников с ЗПР
Следующая задача нашего исследования – выделить комплекс игровых упражнений, направленных на формирование и коррекцию социального развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Игра – один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая ...

Ортобиотка - основа здоровьесберегающей педагогической технологии
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяют несколько групп, отличающихся разным подходом к охране здоровья. Элементами медико-гигиенических технологий являются использование профилактических программ, контроль и помощь в обеспечении гигиенических условий в соо ...

Опытно-экспериментальная работа по изучению использования занимательности в учебной деятельности
Я проходила преддипломную практику в школе № 17, во 2А классе. Дети обучаются по программе 1-4. В классе 27 человек, из них - 14 девочек и 13 мальчиков. Национальный состав различный (чуваши, татары, русские). В классе нет неуспевающих детей, но есть дети с пониженной мотивацией учения и повышенной ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru