Подготовка и проведение констатирующего эксперимента

Страница 1

С целью определения уровня развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте нами была проведена их диагностика у дошкольников ДОУ детский сад №33 с. Пышлицы . В эксперименте приняли участие 27 детей старшей дошкольной группы.

Для исследования нами были использованы экспресс-методики В. Кудрявцева и В. Синельникова.

Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей ( В. Синельников, В. Кудрявцев)

1. Методика «Солнце в комнате»

Основание. Реализация воображения.

Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.

Инструкция к проведению.

Психолог, показывая ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку.

Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной».

Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для «исправления» картинки.

Обработка данных.

В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

1. Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить»,

«Картинку исправлять не нужно») - 1 балл.

2. «Формальное» устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.

3. Содержательное устранение несоответствия:

а) простой ответ (Нарисовать в другом месте – «Солнышко на улице») -3 балла;

б) сложный ответ (переделать рисунок – «Сделать из солнышка лампу») - 4 балла.

4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации («Картинку сделать», «Нарисовать окно», «Посадить солнышко в рамку» и т.д.) -5 баллов.

2. Методика «Складная картинка»

Основание. Умение видеть целое раньше частей.

Цель. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.

Материал. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10 х 15 см)

Инструкция к проведению.

Психолог, предъявляя ребенку картинку: «Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?» Выслушав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает:

«Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?» После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания – «угол», «мостик», «домик», «труба», «гармошка».

Обработка данных.

В ходе обследования ребенка психолог фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка.

Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла. Всего – 15 баллов.

Выделяются следующие уровни ответов:

1. Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю», «Ничего не станет», «Так не бывает») - 1 балл.

2. Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения («У утки нет головы», «Утка сломалась», «Утка разделилась на части» и т. д.) - 2 балла.

3. Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию

(«Утка нырнула», «Утка заплыла за лодку»), построение новых композиций («Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку») и т. д. - 3 балла.

Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения «привязано» не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, которую принимает картинка при складывании («Утка стала домиком», «Стала похожа на мостик» и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.

3. Методика «Как спасти зайку»

Основание. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.

Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Организация и методы исследования
Исследование проводилось в спецшколе г. Красноярска. Для изучения процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье была выбрана группа испытуемых 12-13 лет в количестве 12 человек, из них 5 девочек и 7 мальчиков. Дети обучаются в 5 классе. Диагноз детей - олигофрения в степени дебильности ...

Характеристика этапов постановки решения учебной задачи
Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий. Логическую характеристику этих действий дает В.В. Давыдов: преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенно ...

Цели и задачи воспитания сотрудников
воспитание сотрудник орган внутренних дел Главной целью воспитательной работы считается формирование всесторонне развитой, профессионально подготовленной, высоконравственной и морально-психологически устойчивой личности сотрудника. Основными задачами воспитательной работы являются: содействие всеми ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru