Устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Учитель ставит уч-ся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту его усвоения.
Проверка домашних работ уч-ся. Позволяет изучать отношение школьников к учебной работе, качество усвоения знаний, наличие пробелов, степень самостоятельности при выполнении д/з.
Т.к. понятие метода многостороннее то метод обучения в каждом конкретном случае должен как бы конструироваться учителем. В любом процессе учебной деятельности всегда сочетаются несколько методов. Методы всегда как бы взаимопроникают друг в друга, характеризуя с разных сторон один и тот же педагогический процесс.
В дидактике установлена следующая закономерность: чем больше методов обучения использовано, тем более прочные результаты будут достигнуты в процессе обучения, причем за меньшее время.
Критерии выбора методов обучения:
1. Соответствие методов принципам обучения.
2. Соответствие целям и задачам обучения.
3. соответствие содержанию данной темы.
4. Соответствие учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психологическим); уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития); особенностям классного коллектива.
5.Соответствия имеющимся условиям и отведенному времени для обучения.
6. Соответствие возможностей самих учителей.
Опираясь на общие принципы обучения учитель должен иметь представление о том, когда рационально применять соответственные методы обучения, т.е. знать их сравнительные возможности.
8. Формы организации обучения в школе
Форма организации обучения – это ограниченное рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения.
Система форма современной организации обучения. | ||
Индивидуальные занятия |
Коллективно-групповые |
Индивидуально-коллективные |
-самообучение, -репетиторство, -гувернерство, -семейное, -тъютор, -ментор. |
-урок, -лекция, -семинар, -экскурсия, -конференция, -олимпиада, -деловая игра. |
-погружение, -творческие недели, -научные недели, -проекты. |
Урок – это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы уч-ся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.
Семинары. Семинарские занятия проводятся в старших классах при изучении гуманитарных предметов. Виды семинара: в форме докладов и сообщений; вопросно-ответная форма. Сущность семинара заключается в коллективном обсуждение предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных уч-ся под руководством учителя. Семинарскому занятию предшествует длительная подготовка. Сообщается план занятия, основная и дополнительная литература, намечается работа каждого ученика и класса в целом. Структура семинара – они начинаются с краткого выступления уч-ля (введение в тему), затем последовательно обсуждаются объявленные вопросы. В конце занятия учитель подводит итог, делает обобщение. Особой формой семинара является семинар-диспут. Его цель - формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческой позиции.
Практикумы или практические занятия. Применяются при изучении дисциплин естественнонаучного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки. Они проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах… работа строится в парах или индивидуально по инструкции или алгоритму, предложенному учителем. Способствуют решению задач трудовой подготовки шк-в
Прочие статьи:
Правильная постановка задач на уроке
Нередко активность учащихся на уроке снижается из-за того, что учитель допускает ошибки при постановке задачи. Л.В. Вишнева выделяет наиболее типичные из них: 1) Учитель перечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке, вместо того, чтобы поставить задачу, которая должна быть решена ...
Сущность и понятие интеграции основного и дополнительного
образования. Нормативно-правовая основа
Интеграция основного и дополнительного образования имеет ярко выраженную социологическую направленность влияния на личность и доказывает, что без внутренней мотивации, стимулирования саморазвития, субъектных отношений невозможно осуществить реформирование, модернизацию образовательной системы. Инте ...
Особенности фонетико-фонематических расстройств у
дошкольников со стертой дизартрией
Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Она часто сочетается с другими речевыми нарушениями, например, с заиканием, общим недоразвитием речи. В настоящее время эта речевая патология рассматривает ...