Изучение влияния сформированности психомоторных функций на уровень готовности к школе

Статьи об образовании » Формирование уровня готовности к школе » Изучение влияния сформированности психомоторных функций на уровень готовности к школе

Страница 1

Теоретический материал, изложенный в первой главе, послужил основой для разработки коррекционных упражнений повышения уровня готовности к школе ребенка через сформированность психомоторных функций.

Объект: познавательная сфера у младших школьников.

Предмет: сформированность психомоторных функций младших школьников.

Цель работы: изучить влияние сформированности психомоторных функций на уровень готовности к школе младших школьников.

Задачи работы:

1. Провести теоретический анализ проблемы, обзор литературы.

2. Выбрать и обосновать методики диагностики и интерпретации результатов.

3. Провести констатирующий замер уровня готовности к школе у младших школьников.

4. Составить на основе результатов констатирующей диагностики экспериментальную и контрольную группы

5. Провести психологическую коррекцию повышения уровня готовности к школе через психомоторные функции в экспериментальной группе.

6. Провести диагностический замер уровня готовности к школе у младших школьников.

7. Провести сравнительный анализ результатов исследования.

В соответствии с целями и задачами была выдвинута гипотеза о том, что простые упражнения и игры по совершенствованию мелкой моторики будут влиять на уровень готовности к школе в сторону улучшения.

Психологическая коррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологического развития или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. За основу коррекционных занятий были взяты упражнения по развитию тонкой моторики следующих авторов – Ген Г.Я., Сиротюк А.Л., Ильина М.Н., Савина Л.П.

Проведение эксперимента-исследования условно можно разбить на 3 этапа:

1 этап – проведение констатирующего замера, с целью выявления детей с низкой готовностью к школе; определение с экспериментальной группой;

2 этап – проведение упражнений по развитию психомоторных функций с целью повышения уровня готовности к школе ребенка;

3 этап – проведение диагностического замера с целью выявления изменений в уровне готовности к школе ребенка и сформированности психомоторных функций.

Для проведения констатирующего и диагностического замера была взята экспресс-диагностика готовности к школе (Е.К.Вархотова, Н.В.Дятло, Е.В.Сазонова), разработанная в г.Москве, в 1999 г.

Диагностика готовности к школе проходит в режиме индивидуального диалога психолога с ребенком и его родителем. В диагностический комплекс включены следующие тестовые процедуры:

1. Анкетирование родителей

Цель: сбор информации об особенностях физического и психического развития ребенка, о состоянии его здоровья, условиях воспитания (с кем дома, в детском саду и т.д.)

2. Беседа с ребенком

Цель: выявление общей осведомленности ребенка, особенностей его взаимодействия с незнакомым взрослым, особенностей поведения в ситуации проверки.

3. Выполнение ребенком субтестов:

Субтест 1. «Нелепицы»

Стимульный материал представляет собой рисунок, содержащий массу явных «нелепостей», т.е. вещей, которые в реальной жизни невозможны и смешны.

Основным результатом данного субтеста является способность ребенка эмоционально откликаться на «нелепость» рисунка и умение объяснить смысловые ошибки изображения.

Субтест 2. Пространственно-арифметический диктант

Это задание позволяет диагностировать как сформированность навыков счета, так и некоторые психологические характеристики: умение ребенка ориентироваться в пространстве (право-лево, верх-низ), умение действовать по правилам, понимать устную инструкцию и удерживать ее в памяти.

Субтест 3. Последовательные картинки

Аналогичный субтест применяется в тестах Бине-Симона и Векслера, он позволяет выявить уровень сформированности у ребенка причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умения построить связный последовательный рассказ).

Субтест 4. Геометрические фигуры

Этот субтест был включен в набор по просьбе учителей начальных классов. Он не только позволяет увидеть, насколько ребенок знаком с геометрическими фигурами, но и позволяет продиагностировать уровень его образного мышления, умения действовать по образцу и анализировать пространство.

Субтест 5. Аналогии

Задание направлено на исследование мышления, а именно, позволяет увидеть степень сформированности у ребенка способности делать умозаключения по аналогии.

- Окунь – рыба, а ромашка - …. ? (цветок)

- Морковь – огород, а грибы - …. ? (лес)

- Глаз – зрение, а уши - …. ? (слух) и т.д.

Субтест 6. Логопедический

Цель этого теста – в самом общем виде оценить особенности звукопроизношения и фонематического слуха (звуко-буквенного анализа) у ребенка. Субтест состоит из двух частей.

Часть 1. «Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты должен разделить их на части, хлопая в ладоши».

- самовар

- подушка и т.д.

Часть 2. Назови первый и последний звуки в словах:

- берет - атаман

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru