Проблема политехнического образования не нова для отечественной педагогики. Она разрабатывалась Н.К. Крупской, П.П. Блонским, М.М. Пистраком, А.Г. Калашниковым, Н.К. Гончаровым, С.М. Шабаловым и др. В последние десятилетия проведены исследования, посвященные теоретико-методологическим аспектам политехнического образования, определению его организационных форм (К.А. Иванович, И.Д. Зверев, М.Н. Скаткин, С.Г. Шаповаленко, Д.А. Эпштейн), выявлению места и роли общеобразовательных дисциплин и труда в политехнической подготовке школьников (В.Г. Зубов, С.Я. Батышев), раскрытию функционального характера политехнических знаний (П.Р. Атутов). Большой вклад в разработку различных аспектов теории содержания, методов, форм организации политехнического образования внесен современными российскими учеными В.А. Поляковым, Н И. Бабкиным, А.П. Беляевой, Ю.К. Васильевым, С.У. Калюгой, С.Н. Чистяковой, а также представителями зарубежных научных школ (A. Caroff, M. Guyot, G. Latreille, A. Watts). Создана также система политехнического образования учащихся, основными звеньями которой являются общеобразовательные школьные предметы, трудовое и профессиональное обучение, внеурочная творческая деятельность. Однако, несмотря на жизненно важное значение данной проблемы, она до настоящего времени окончательно не решена, отсутствует целостная, общепризнанная концепция политехнического образования. Сама сущность политехнизма понимается педагогами неоднозначно. Естественно, что без приемлемой педагогической теории нельзя ясно представить и процесс политехнической подготовки школьников, его движущие силы и противоречия.
В условиях перехода России к структурной перестройке экономики, освоению новых форм хозяйствования, управления, организации и стимулирования труда, преобразования производственных отношений эффективность трудовой деятельности людей, их готовность к повышению квалификации, изменению содержания и форм труда начинают все более зависеть от уровня общеобразовательной и, особенно, политехнической подготовки. Ценность уроков трудового и профессионального обучения обусловлена также и тем, что на них могут активно формироваться практические умения и навыки, необходимые для обращения с техническими объектами, для выполнения наиболее распространенных технологических операций. Кроме того, трудовое обучение обладает высоким профориентационным потенциалом, который раскрывается при изучении школьниками материаловедения, станков, инструментов, приборов, ознакомлении их с различными видами трудовой деятельности, массовыми профессиями.
Цели уроков технологии
Обучающие
1. Сформулировать новые понятия
2. Обеспечить усвоение закона, принципа трудового процесса, особенностей приемов труда (повторить)
3. Обучение новым приемам работы
4. Устранить пробелы в знаниях
5. Отработать навыки, закрепить известные способы действий
6. Обучать выполнение заданий по образцу и переносу знаний в новую ситуацию
7. Научить самостоятельно оценивать результаты работы
Прочие статьи:
Понятие педагогической импровизации, ее сущность и содержание
Анализ психолого-педагогической литературы указывает на то, что среди исследователей нет единства мнений на определение сути педагогической импровизации, так же как нет единой модели построения системы целенаправленной подготовки к ней . Импровизация в педагогической деятельности обладает своей спе ...
Организация и методика выполнения проектов в образовательном
процессе начальной школы
В настоящее время происходит перевод системы образования из системы, осуществляющей процесс усвоения совокупности предметных знаний, в систему, работающую на формирование определенных качеств личности младших школьников, задаваемых на данном этапе развития общества. Использование деятельностных фор ...
Иван Дмитриевич творчески работал с детьми
Есть в музыке бездумное начало, Призыв к свободе от земных оков. Она не зря лукаво обольщала Людей на протяжении веков. Ему дали руководить детским оркестром. И в детском доме он по настоящему увлекся музыкой. Ребят учил играть на музыкальных инструментах. В детдоме был свой духовой оркестр, и по в ...