Задачей нашей работы было создание методики диагностики учебной инициативы в конце младшего школьного возраста.
Можно выделить два типа основных новообразований, которыми характеризуются достижения каждого из детских возрастов:
новообразования, которые связаны с осоением новой предметности (для младшего школьного возраста – это определяющая рефлексия, теоретический анализ и планирование);
новообразования, которые связаны с овладением новой формой сотрудничества (для младшего школьного возраста – это умение учиться и учебное сотрудничество).
Интегральными характеристиками этих новообразований, на наш взгляд, являются интерес и инициатива (для младшего школьного возраста – учебная инициатива), которые определяют направленность поведения и деятельности, определяют линию самостоятельного принятия задач, область субъектного поведения.
Учебная инициатива понимается в РО двояко, в соответствии с двумя выбранными типами новообразований:
как умение адресовать учителю или сверстнику точный запрос относительно недостающих способов действия;
как умение опосредствовать учебные действия (анализ, планирование), разворачивать пробно-поисковый тип действий.
И в том, и в другом случае учебной инициативе противопоставлен формально-исполнительский тип действия, в котором ученик ориентирован на поиск правильного ответа, а не на поиск общего способа действия, а значит и не на обучение себя.
Исходя из такого понимания учебной инициативы, мы гипотетически определи ее возможные признаки:
Ученик предпочитает выбирать трудные задачи, способ выполнения которых ему неизвестен, даже если это никак не поощряется, и, более того, может препятствовать достижению формального результата (можно набрать мало баллов, потратив много времени на решение сложных заданий, и не успев выполнить простые);
Ученик отказывается от выполнения простых заданий, способ решения которых для него очевиден, даже если это соответствует формальным требованиям к результату (даже если решение этих заданий не приносит дополнительные баллы);
Низкий уровень стереотипных решений в задачах, предполагающих множественность правильных ответов. Установка на преодоление (избежание повторений) уже открытых способов, на поиск еще неизвестных, новых способов действия;
Ученик предпочитает не просто решить задачу, а решить задачу определенным способом, не просто выбрать задачу, а выбрать задачу под определенный способ действия, т.е. сам накладывает определенные учебно-предметные ограничения на собственное действие;
Существенным признаком учебной инициативы является спонтанность выбора трудных задач, постановка учебных целей, т.е. внешне ситуация может и не выглядеть как выбор уровня трудности, но ограничения на собственные действия инициативно привносятся самим учеником. Учитель просто предлагает выполнить задание (например, написать сочинение), а не выбрать задачу из набора задач разного уровня сложности, и ученик сам задает для себя уровень выполнения.
Исходя, из возможных форм проявления учебной инициативы, определим требования к организации диагностической процедуры:
Задания должны предполагать возможность различных вариантов правильного (подходящего) выполнения;
Различные варианты выполнения должны отражать различные уровни трудности, решенной задачи;
Различные уровни трудности должны отражать как многоступенчатость (сложность) решения, так учебно-предметный (понятийный) уровень, т.е. отражать и трудности планирования, и трудности анализа;
Множество вариантов решения должно допускать стереотипные и нестереотипные (разнородные) ответы, т.е. уровень его выполнения должен зависеть от разнородности (нестереотипности) приведенных ответов;
В задании должно быть указание на критерий успешности и глубины его выполнения. Это указание должно быть не прямым, не директивным, а опосредованным;
Успешность и глубина выполнения задания должна быть связана с эволюцией общего способа действия, т.е. разнородность и многообразие ответов должны быть результатом построения класса конкретных задач.
В соответствии с выделенными требованиями нами была разработана и опробована диагностическая процедура для выявления феноменов учебной инициативы.
Прочие статьи:
Изучение темы: «Селекция растений, животных и микроорганизмов»
Изучая тему «Селекция растений, животных и микроорганизмов», можно использовать комнатные растения для более конкретного понимания методов и этапов селекционной работы при создании новых сортов культурных растений. Гибридизацию комнатных растений в условиях школы можно проводить с любой цветущей ку ...
Память, ее развитие, учет особенностей памяти в педагогическом процессе
Память – это способность к сохранению и воспроизведению прошлого. Одно из основных свойств НС, к-ое выражается в способности долго хранить инф-цию о событиях внешнего мира и делать ее достоянием сознания и поведения. Память – это форма психического отражения реальности, к-ая заключается в закреплен ...
Основные принципы и условия организации предметно развивающей среды
Для того чтобы грамотно организовать развивающую среду, необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит ее организация. Еще в 1989 году Министерством образования России был создан авторский коллектив, который разработал Концепцию дошкольного воспитания. А в 1993 году – концепция ...