Задания на различение силы звука

Страница 1

Дети слушают, как педагог ударяет — тихо или громко — по пластинке металлофона («падают капли дождя», «идет сильный дождь»), показывают руки при громкой музыке, прячут их при тихой, хлопают в ладоши тихо или громко, в соответствии со звучанием.

Все перечисленные выше задания обеспечивают последовательное формирование музыкально-сенсорных способностей — необходимого звена в художественном развитии ребенка. Следует обратить внимание на то, что все задания строятся таким образом, чтобы дети правильно воспринимали выразительное значение свойств музыкального звука. Это позволяет в дальнейшем подойти к пониманию особенностей цельного музыкального образа. Возникновение и становление отдельных видов музыкальной деятельности начинается уже в раннем детстве.

Анализ научных исследований показывает, что предпосылки музыкального развития возникают в первые месяцы жизни ребенка; он, воспринимая звуки определенной высоты, проявляет эмоциональный отклик заметно оживляется: улыбается, сосредоточенно слушает простейшие песенки, попевки. Без эмоционального отклика со стороны ребенка его музыкальное воспитание невозможно.

Музыкальное восприятие ребенка проходит в своем развитии ряд ступеней. Музыка и радость в сознании малыша тесно переплетаются. На первом году жизни пение взрослого или звучание музыкального инструмента вызывает общее радостное состояние, более или менее выраженное, к концу первого года ребенок может по-разному реагировать на плясовую или колыбельную мелодию. С каждым днем границы восприятия окружающего мира расширяются, и под влиянием музыкальной мелодии у ребенка уже рождаются определенные чувства и образы: марш вызывает ощущение бодрости; пляска — веселье; песня — сочувствие какому-либо персонажу.

При ознакомлении детей с песней, пьесой педагог прежде всего стремится вызвать у них эмоциональный отклик, соответствующий настроению произведения. Этому способствуют выразительное исполнение и применение наглядных средств. Как показывает практика, в первые годы жизни наиболее эффективно использование с этой целью игрушек. Обычно педагог перед исполнением песни дает детям посмотреть игрушку, отмечая ее характерные особенности, созвучные музыкальному образу (птичка летает, чирикает, зайчик легко прыгает, автомобиль быстро едет и т. п.). Затем произведение исполняется 2—3 раза. Педагог, беседуя о содержании песни, выразительными интонациями своей речи стремится закрепить возникшую у детей эмоциональную настроенность. На последующих занятиях игрушку можно не показывать, если дети эмоционально реагируют, слушая знакомое произведение.

Другая особенность восприятия музыки — дифференцированность. Полноценным оно будет в том случае, если воспринимается не только общее настроение произведения, но и развитие музыкального образа. Если на первом году жизни в результате ознакомления ребенка с различными мелодиями только накапливается его слуховой опыт и развивается сосредоточенное внимание к музыке, то на втором году развивается навык узнавания знакомых песен. У более старших детей восприятие детализируется, и они могут выделить яркое, своеобразное вступление, заключение, смену контрастных частей и т. д. На втором году жизни детей педагог уже привлекает их внимание к наиболее ярким особенностям музыкального произведения, вызывая у них интерес к изобразительным средствам. Так, форшлаги в верхнем регистре напоминают чириканье птиц, арпеджированные аккорды, исполняемые стаккато,—лай собаки, глиссандо ассоциируется с санками, летящими с горы. Дети, запомнив эти особенности, при повторном исполнении ждут их появления, запоминая таким образом и всю песню или пьесу. Навык узнавания развивается довольно рано. Малыши узнают и различают вначале 2—3 произведения, затем круг их расширяется.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Характеристика детей с нарушенным слухом
Нарушения слуха в той или иной степени встречаются достаточно часто и у взрослых, и у детей разного возраста. Большинство из них носит временный характер, например, при воспалении среднего уха (отитах), простудах, образовании серных пробок, при аномальном строении наружного и среднего уха (отсутств ...

В каком случае использование наглядности на уроке ИЯ может быть оправданным
Использование изобразительной наглядности может повысить эффективность любого урока ИЯ. Как справедливо замечает Эндрю Райт (Andrew Wright. Pictures for Language Learning. – Cambridge University Press, 1989), основные аргументы «за» или «против» использования любых учебных материалов на уроке опред ...

Сравнение едагогических систем Блонского и Шацкого
Большое значение для развития теории коммунистического воспитания имели работы П. П. Блонского и С. Т. Шацкого. Рассматривая воспитание как целостный процесс, П. П. Блонский видел его основную функцию в стимулировании развития личности. «…Воспитание,— писал он в статье «О наиболее типичных педагоги ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru