«Важнейший источник воспитания чувств педагога – это многогранные эмоциональные отношения с детьми в дружном коллективе, где учитель не только наставник, но и друг, товарищ».
Пытаясь найти ответы на многие жизненно важные вопросы, В.А. Сухомлинский, его коллеги и ученики размышляли над этическими и эстетическими проблемами. Так, для В.А. Сухомлинского проблемы жизни и смерти, памяти и забвения, трагического и прекрасного были постоянным предметом размышления. Преодоление смерти в философско-педагогических взглядах В.А. Сухомлинского – это символическое бессмертие результатов человеческого творчества. Педагог всегда стремился к тому, чтобы понимание жизни и смерти, чувствование и переживание близкого человека способствовало взрослению ребенка, вносило в его жизнь зрелость, воспитывало умение дорожить людьми, относиться к ним как к великой ценности. «Понимание этической стороны смерти – важнейшее условие подлинного оптимизма, жизнелюбия, умения дорожить жизнью и беречь ее. Многолетний опыт воспитательной работы убедил меня, что ребенок вместе со взрослыми, постигая смерть как неотвратимое горе, у взрослых же черпает оптимистическую веру во всепобеждающую силу жизни». В.А. Сухомлинский считал, что в беседах с учащимися учитель обязан затрагивать вопросы жизни и смерти, объединяющие биологическую и социальную сущность человека, хотя это почти не исследованная область воспитания. Поэтому такие беседы требуют очень бережного и тщательного обращения с материалом и должны опираться на знание, понимание и чувствование состояния ребенка, его характера, эмоционального мира. Учитель, который по складу своего мышления не чувствует в себе склонности к размышлению и беседам на эти темы, должен просто опускать их в процессе работы.
Соблюдение этических принципов обеспечит успех педагогической деятельности учителя. Этическая культура педагога способствует установлению психологической совместимости учителя с учениками. И основным условием здесь является педагогический такт. Учитель, как никто другой должен управлять своими чувствами, темпераментом, быть примером для детей – ведь различным проявлением своих эмоций, отношением к людям он передает ребятам подлинную науку высоконравственного поведения. Бестактность, оскорбительное отношение к детям наносит глубокие душевные травмы, вредит всему делу обучения и воспитания.
«Будьте доброжелательны!» – советовал Сухомлинский учителям, относя этот совет к азбуке педагогической культуры.
Прочие статьи:
Использование занимательного математического материала в
непосредственно-образовательной деятельности как средства развития
познавательной активности детей
С детьми экспериментальной группы мы начали проводить занятия, направленные на формирование познавательной активности, с использованием занимательного математического материала. Основными принципами наших занятий были: 1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в ...
Понятие и классификация занимательного математического материала
В истории развития дошкольной дидактики и методики формирования математических представлений место и роль занимательного материала рассматривались с разных позиций. В начале нашего столетия, когда не было специальных работ, направленных на раскрытие вопросов методики обучения дошкольников математик ...
Профессионально-важные качества
К социально ценным мотивам педагогической деятельности относятся чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций (профессиональная честь), осознание высокой миссии учителя, увлеченность предметом и удо ...