Понятие и классификация занимательного математического материала

Страница 1

В истории развития дошкольной дидактики и методики формирования математических представлений место и роль занимательного материала рассматривались с разных позиций.

В начале нашего столетия, когда не было специальных работ, направленных на раскрытие вопросов методики обучения дошкольников математике, простейший занимательный материал включался в общие сборники по занимательной математике. Указывалось на возможность использования его с целью подготовки детей к обучению в школе, развития смекалки. В задачах разной степени сложности занимательность привлекает внимание детей, активизирует мысль, вызывает устойчивый интерес к предстоящему поиску решения. Характером материала определяется его назначение: развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовывать их предметом математики, развлекать, что не является, безусловно, основным.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.

Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: "Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?" - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения.

Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок, дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами.

Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также и признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений.

Исходя из логики действий, осуществляемых решающим, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида.

Представим классификацию занимательного математического материала на схеме (рис.1).

Занимательный математический материал

Развлечения

Математические (логические) игры, задачи, упражнения

Дидактические игры и упражнения

Загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические квадраты, математические фокусы

"Танграм", "Стомахион", "Гексатрион", "Пифагор", "Колумбово яйцо", "Кубики для всех"

С блоками, кубиками на включение, нахождение

Шашки, шахматы

Словесные

С наглядным материалом

Словесные

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Развитие творческих способностей учащихся в процессе проведения физического практикума в основной школе
Физическое образование в средней школе наряду с гуманитарным, социально-экономическим, математическим и технологическим обеспечивает всестороннее развитие личности школьника, готовит подрастающее поколение к самостоятельной жизни. Оно вносит вклад в достижение общей педагогической цели школы, обесп ...

Математические загадки
Немаловажное значение на уроках математики в начальных классах имеют загадки. Они расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление. Они могут быть использованы учителем во время внеклассной работы, на уроке, во время отдыха, так как интересны д ...

Выбор как деятельность
Одним из наиболее ярких представителей деятельностного подхода к выбору является Д.А. Леонтьев. Он рассматривает выбор как внутреннюю деятельность, основывающуюся на способах, приемах, орудиях, операциях, развитие которых обеспечивает возможность обучения процессу выбора. Именно это утверждение и о ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru