В истории развития дошкольной дидактики и методики формирования математических представлений место и роль занимательного материала рассматривались с разных позиций.
В начале нашего столетия, когда не было специальных работ, направленных на раскрытие вопросов методики обучения дошкольников математике, простейший занимательный материал включался в общие сборники по занимательной математике. Указывалось на возможность использования его с целью подготовки детей к обучению в школе, развития смекалки. В задачах разной степени сложности занимательность привлекает внимание детей, активизирует мысль, вызывает устойчивый интерес к предстоящему поиску решения. Характером материала определяется его назначение: развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовывать их предметом математики, развлекать, что не является, безусловно, основным.
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: "Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?" - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения.
Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок, дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами.
Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также и признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений.
Исходя из логики действий, осуществляемых решающим, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида.
Представим классификацию занимательного математического материала на схеме (рис.1).
|
Занимательный математический материал | ||||||
|
Развлечения |
Математические (логические) игры, задачи, упражнения |
Дидактические игры и упражнения | ||||
|
Загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические квадраты, математические фокусы |
"Танграм", "Стомахион", "Гексатрион", "Пифагор", "Колумбово яйцо", "Кубики для всех" |
С блоками, кубиками на включение, нахождение |
Шашки, шахматы |
Словесные |
С наглядным материалом |
Словесные |
Прочие статьи:
Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках по
предмету "Человек и мир"
Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят сво ...
Сюжетно – ролевые игры дошкольников
Сюжет – действительность, которая отображается в игре в зависимости от сюжета игры, подразделяются на следующие темы: - труда; - бытовые; - с общей тематикой
. Длительность сюжетной игры: - в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.); - в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.); - в старшем дошколь ...
Игры в физическом воспитании младших школьников
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающей великой воспитательной силой. Игра является сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие, они отражают все области материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением игр за ...