Реализация мотивации в условиях применения интерактивных методов обучения

Статьи об образовании » Проблемы формирования мотивации в процессе обучения » Реализация мотивации в условиях применения интерактивных методов обучения

Страница 5

При организации ситуационно-ролевых игр следует обратить внимание на следующие обстоятельства: во-первых, как можно более полно изложить условия, в которых происходит действие, содержание ситуации, характеристики участников; во-вторых, дать время и помочь каждому участнику полнее осознать, почувствовать себя не на месте действующего лица, а самим действующим лицом. В противном случае, как показывает опыт, участники игры действуют на интуитивном уровне – «от себя», а ситуация и ее развитие не полностью имитирует школьную жизнь. Все это снижает эффективность игры и интерес к ней студентов.

В качестве примера приведем ситуацию.

Ситуация 1.

Урок в VIII классе. Учитель вызывает к доске Таню. Она встает, но к доске не выходит, стоит молча.

Учитель: Ну что же ты? Опять не готова?

Таня (молчит).

Учитель: Слушай, сколько можно. У тебя уже две «двойки»! Я не понимаю, что случилось?! Можешь ты мне ответить? Ты что, не хочешь со мной разговаривать?!

Таня (садится, демонстративно отвернувшись к окну).

Учитель: Я не закончил с тобой, почему ты села? (Развить ситуацию).

Характеристика действующих лиц.

Таня – человек самолюбивый, не любит объяснять своих поступков, училась по этому предмету хорошо; теперь демонстративно перестала отвечать на уроках, отдалилась от товарищей, у нее часто меняется настроение: то бурное веселье, то хандра; на вопросы, замечания учителей либо отмалчивается, либо дерзит.

Учитель – любит свою работу, интересно рассказывает, иногда вспыльчив, с трудом переносит, когда ему противоречат, любит, чтобы последнее слово в споре всегда оставалось за ним, главное для него – выполнение дела; все, что не относится непосредственно к уроку, для него имеет значение «капризы».

Классный руководитель – средний по уровню развития, внешне благополучный, больших претензий у педагогов к этому классу нет, но внутренне – коллектив не дружный, жизнью друг друга ребята интересуются мало; микрогруппы в коллективе не взаимодействуют, равнодушны; во время «диалога» учителя и Тани каждый занимается своим делом, им не интересно…

(Начинается проигрывание ситуации с заданного «диалога», далее участники игры импровизируют.)

В дидактической игре осуществляется дальнейшее «затухание» активности преподавателя и ее передача учащимся. Здесь нельзя предсказать всех возможных ситуаций, можно лишь определить правила поведения участников игры в разных классах ситуаций. Изменения показателей моделирующей системы целиком зависят от самой игровой группы, любое принимаемое решение основано на собственных предшествующих решениях и коррективах, которые участники вносят под влиянием действий других игроков.

В хорошо разработанной и подготовленной игре преподаватель действует в основном до начала учения. Чем меньше преподаватель вмешивается в процесс игры, тем больше в ней признаков самоорганизации и саморегуляции и тем выше обучающая ценность игры.

Например, дидактическая игра «Сотрудничество классного руководителя и родителей».

Одна из форм сотрудничества – «круглый стол» по проблемам, волнующим родителей, учителей, детей.

Содержание игры: обсуждение темы «Взаимоотношения родителей и детей».

Цель – освоить методику организации сотрудничества учителя и родителей; научиться организовать коллективное обсуждение проблемы разными по возрасту установкам, культурному уровню, позициям по отношению к детям и школе людьми.

Действующие лица: классный руководитель, родители (папы, мамы, дедушки, бабушки), дети – учащиеся VII класса.

I этап – подготовка игры: распределение ролей, определение темы, уточнение аспектов, разработка содержания и методики проведения дела (проводит преподаватель).

Здесь же «образуются семьи», продумываются их характеристики (социальное и материальное положение, духовный, культурный уровень, характер взаимоотношений в семье и т.п.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Прочие статьи:

Сюжетно – ролевые игры дошкольников
Сюжет – действительность, которая отображается в игре в зависимости от сюжета игры, подразделяются на следующие темы: - труда; - бытовые; - с общей тематикой . Длительность сюжетной игры: - в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.); - в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.); - в старшем дошколь ...

Определение понятия продуктивно – исследовательского типа учебных действий
Психологический анализ продуктивного действия, включающего в себя и позицию самого действующего, необходимо рассматривать, с точки зрения Б.Д. Эльконина, с ответа на вопрос о первоначальной ситуации построения такого действия, т. е. о том, с чего фактически начинается творческий акт. В качестве исх ...

Анализ системы профориентационной работы школы №84
В результате анализа документации по планированию и проведению профориентационной работы школы и беседы с педагогами-психологами школы нами были выделены ключевые цели, методы и содержание системы профориентационной работы школы. Система профориентационной работы школы анализировалась нами с точки ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru