Психологическая характеристика периода взрослости

Страница 1

Впервые задачу, связанную с изучением периода взрослости, поставил в 1928 г. Н.А. Рыбников, который предложил называть этот раздел возрастной психологии «акмеологией» (от греч. «акме», что означает — апогей развития, точка его наивысшего роста, расцвета) — наукой о периоде расцвета всех жизненных сил человека.

Для определения возрастных границ взрослости важным являются не только биологические и социальные причины, но и конкретные социально-экономические условия, в которых рос и развивался человек. Проводились различные исследования с целью отделить период взрослости, с одной стороны, от отрочества, юности и молодости, а с другой — от старости, а также для того, чтобы разделить саму взрослость на отдельные периоды — раннюю взрослость, средний возраст, пожилой возраст. Однако до сих пор сложно выделить четкие хронологические рамки периода взрослости, есть еще много неточностей в характеристиках и временных границах данного периода.

Например, многие авторы отождествляют раннюю взрослость с периодом юности (ее хронологические рамки — от 15—16 до 22—25 лет); среднюю взрослость — с периодом молодости (от 20—35 лет, по Д. Векслеру) или «зрелости» (25—40 лет — Д. Б. Бромлей, 25—50 лет (Д. Биррен), до 36—60 лет по международной классификации возрастов); пожилой возраст — со старостью (от 55 лет и старше). Обычно считается, что верхняя граница взрослости совпадает в социальном плане с окончанием школы и началом профессионального обучения (17—18 лет), а нижняя — с выходом на пенсию (55—60 лет) .

Физиологическая взрослость наступает, когда все системы организма могут функционировать оптимально. Что же касается юридической и социальной взрослости, то человек считается взрослым, когда он способен соблюдать социальные правила и нормы, занимать те или иные статусные позиции, когда он имеет некоторые социальные достижения (образование, профессия, укорененность в социальных сообществах и т.д.), может отвечать за свои поступки и действия.

В психологическом плане для чувства взрослости важно, относит ли себя человек к определенной возрастной категории, для чего важную роль играет наличие семьи и родительского опыта. Также взрослость связывается с переживанием собственной жизни среди людей; отношением не только к себе самому, к своему «Я», но и к более широкому контексту осуществления жизни, возможности повлиять на мир и изменить его, вписывания себя в универсум.

Принято считать, что взрослым людям присущи следующие личностные характеристики:

1) способность принимать решения и брать на себя ответственность;

2) наличие организаторских способностей и желания обладать властью;

3) способность интеллектуально и эмоционально поддержать других людей;

4) стремление к цели и уверенность в себе;

5) склонность к философским обобщениям;

6) умение защищать собственные ценности и принципы, способность решать возникающие в реальности проблемы посредством собственной воли;

7) формирование индивидуального стиля жизни;

8) желание тем или иным образом влиять на мир, передавать накопленный опыт следующему поколению;

9) рационализм, реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни;

10) наличие стабильных ролей в социуме.

Именно эти новообразования помогают взрослым к середине периода — к 40 годам — чувствовать себя уверенными в себе и испытывать устойчивость в жизни.

Несмотря на то, что взрослость кажется периодом стабильности и устойчивости, в этот период также, как и в другие, имеет место некоторая противоречивость. Наряду с переживанием чувства стабильности взрослому человеку также свойственны сомнения по поводу правильности понимания и реализации им своего настоящего жизненного предназначения. Если сам человек дает негативную оценку пройденного им пути, если считает, что ему нужно простраивать другой жизненный путь, то данное противоречие вызывает серьезные проблемы. Период взрослости позволяет человеку еще раз переосмыслить свою жизнь и повернуть ее в том направлении, которое он считает нужным для себя.

Еще одной задачей взрослости является умение преодолеть переживание того, что не все в жизни получилось так, как бы он хотел, как он представлял себе это на предыдущих возрастных этапах. У взрослого человека создается философское отношение и и возникает личностная терпимость к промахам и неудачам, он научается принимать и ценить свою жизнь такой, какой она сложилась на данный момент. Человек учится находить в своем возрасте правильное, положительное, ценностное, достойное. С помощью рефлексии человек возвращается в свое прошлое, лучше понимает свой внутренний мир.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Анализ учебно-методической литературы
В данных учебниках используются специальные символы для обозначения типа задания. Излагаемый материал учебника представлен в виде тем, все из которых начинаются с определения, введения какого-то понятия, изложения правила, каких-либо свойств, просто объяснительного текста по новой теме. В учебнике ...

Методические особенности экологического образования детей в старшем дошкольном возрасте
Эффективность экологического образования дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Их развитие и повышение уровня экологической образованности возможно в результате применения методики с учетом в ...

Общие и конкретные закономерности процесса обучения
Закономерности – это существующие, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между определенными явлениями, процессами или компонентами процессов. Закономерности выявляются эмпирическим путем из опыта. Общие закономерности процесса обучения касаются процесса обучения в целом. Закономерность цели ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru