Жизненные ценности и уровень личностной зрелости в период взрослости

Статьи об образовании » Жизненные ценности и уровень личностной зрелости в период взрослости

Под самоактуализацией в современной психологии понимается сознательная деятельность человека, направленная на максимально возможное раскрытие и использование своего потенциала на благо общества и самого себя. Человек постоянно находится в процессе развития. Стремление к росту, к самоактуализации является важнейшим качеством личности. Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию являются показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения. Он живет по-настоящему подлинной жизнью, если реализует потенциал своих возможностей. Ценности являются ориентиром в жизни человека, выступают как механизм социального контроля и воплощаются в поведении.

Исследовательская проблема состоит в выявлении связи между жизненными ценностями личности и уровнем личностной зрелости в период взрослости.

Актуальность темы исследования.

В объективной логике онтогенетических исследований характеристики развития исходят из двух процессов — эволюции и инволюции психических функций, а период взрослости рассматривается как «некое протяженное стационарное состояние, характеризуемое более или менее полной стабилизацией функций и свойств сложившейся личности, образовавшегося интеллекта, определившихся ценностных ориентаций и картины мира». Но именно в этот период человек проявляет наибольшую социальную активность и продуктивность, и опираясь на свой жизненный опыт, пересматривает весь набор своих жизненных ценностей и мотиваций пытаясь обрести себя, свое «я» - самоактуализироваться - в окружающей его действительности. От характера жизненных ценностей зависит успешность самореализации в учебе и труде, высота и реалистичность целей, которые человек ставит перед собой, стратегия достижения этих целей.

Исходя из выше сказанного, изучение взаимосвязи уровня жизненных ценностей и уровня личностной зрелости является одной из важнейших задач психологии.

Объект исследования данной работы: Личностная зрелость.

Предмет исследования данной работы: Уровень личностной зрелости и уровень жизненных ценностей, а также связь между ними.

Целью данной работы является теоретическое и эмпирическое исследование связи уровня личностной зрелости и жизненных ценностей в период взрослости.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ проблем личностной зрелости и самоактуализации, а также рассмотреть их взаимосвязь с психологическими аспектами жизненных ценностей в период взрослости.

2. Провести эмпирическое исследование для определения показателей связи уровня личностной зрелости и жизненных ценностей в период взрослости с помощью различных методик, направленных на измерение личностных характеристик, описанных в теоретической части.

3. Выявить связь между уровнем личностной зрелости и жизненными ценностями личности в период взрослости с помощью метода математической статистики.

4.Обработать и проанализировать данные, полученные в ходе исследования.

Гипотеза исследования:

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о наличии связи между уровнем личностной зрелости и жизненными ценностями личности в период взрослости, а именно: чем выше уровень личностной зрелости, тем более выражены духовно-нравственные ценности по сравнению с прагматическими ценностями личности, и чем ниже уровень личностной зрелости, тем выше уровень прагматических ценностей, по сравнению с духовно-нравственными.

Теоретическая основа исследования:

Теоретико-методологической основой работы послужили основные положения гуманистического подхода к самоактуализации (А. Маслоу, Р. Роджерс), комплексный и акмеологический подходы (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев и др.), психологическая теория деятельности (А. Н. Леонтьев).

Методы исследования:

1). Методы исследования и диагностики:

1. «Самоактуализационный тест» (CAT). Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана, М.В. Загика и М.В. Кроза.

2. Морфологический тест жизненных ценностей. (МТЖЦ) В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной.

2). Методы обработки и интерпретации данных:

Для проведения статистической обработки данных использовался метод ранговой корреляции Ч. Спирмена.

Характеристика выборки:

Всего в исследовании принимало участие 10 человек испытуемых в возрасте от 30 до 45 лет. Гомогенность выборки обеспечивалась тремя критериями:

- возрастной критерий – средний возраст испытуемых 38.5 лет;

- половой критерий – в исследовании принимали участие испытуемые женского и мужского пола; 5 мужчин и 5 женщин.

- образовательный критерий – в исследовании принимали участие лица с высшим образованием.

База исследования: данное исследование проводилось с 16 по 20 апреля 2012 года на базе Представительства Воронежской области при федеральных органах государственной власти Российской Федерации.


Прочие статьи:

Место и роль текстовых задач в курсе алгебры современной школы
Обучение математике через решение задач означает такую организацию учебного процесса, при которой через задачи, через их решение реализуется триединая цель обучения (обучающая, развивающая и воспитательная цели). Под обучающей функцией, понимаются те задачи которые направлены на формирование у школ ...

Математические загадки
Немаловажное значение на уроках математики в начальных классах имеют загадки. Они расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление. Они могут быть использованы учителем во время внеклассной работы, на уроке, во время отдыха, так как интересны д ...

Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса и педагогической мысли
1. Усиление базового образования. Базис – обязательный минимум содержания образования. В США базис состоит – англ. яз., литературы, математики, соц.науки, компьютерная техника, естествознание. Все остальное по выбору. В Англии – англ., лит-ра, религия, математика. По выбору до 1000 предметов. К 60 ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru