Психологическая характеристика периода взрослости

Страница 2

В молодости человек живет ориентацией на будущее, ждет настоящей жизни, которая начнется, когда он закончит профессиональное обучение, когда дети станут старше, когда будет возможность защитить диссертацию, купить квартиру, приличную машину, поехать поработать за границу, продвинуться по карьерной лестнице и т.д. Взрослый же человек чаще всего ставит цели, относящиеся к настоящему моменту и касающиеся текущего времени личности, ее самореализации и отдачи здесь и теперь. Поэтому многие люди, достигшие середины взрослости, хотят начать жить заново, ищут новые пути и возможности самоактуализации. Взрослый человек сильно ощущает, как быстро уходит время его жизни, ему не хочется тратить его зря, он старается рационально подойти к его распределению, планированию, к выдвижению задач на будущее.

Важным элементом развития человека в период взрослости является смена основных видов деятельности, часто это касается профессии. Именно в это время человек наиболее полно формируется, как субъект общения, труда, познания. В современном обществе взрослому человеку просто необходимо постоянно повышать уровень своих знаний и профессиональных навыков, расширять сферу своего межличностного общения. Структурные изменения субъекта деятельности в его различных проявлениях характеризуют различные фазы его развития — подготовительную, старт, кульминацию и финиш. Взрослый человек получает экономическую независимость от родителей или других людей. Разнообразные права и обязанности формируют новый статус человека в разных жизненных сферах, в обществе и деятельности, на работе и в семье. Все профессиональные и социальные роли человека объединяются. Если самым важным в период молодости было встретить любимого человека, найти верных друзей, создать крепкую семью, достичь хороших жилищных и материальных условий, то на этапе взрослости, особенно ранней (26— 30 лет), жизненные планы подвергаются изменениям, так как большинство людей к данному возрасту уже построили свою семью. Люди данной возрастной группы проявляют заботу об улучшении жилищных условий, о том, как лучше воспитывать детей, также перед ними стоят задачи получение хорошей и интересной работы, развития себя как профессионала.

Из этого можно сделать вывод, что содержательно жизненные планы взрослых людей меняются под влиянием изменений, происходящих в их социальном положении. В качестве внутренней основы возрастной динамики жизненных планов выступают изменения, происходящие в картине субъективных личностных ценностей, которые складываются под влиянием интериоризации, усвоения ценностей общества и собственной активности в социуме.

Особую важность периода взрослости многие видят в том, что человек входит во все многообразие социальных отношений, тем самым становясь их субъектом, формируя сознательное отношение к окружающей его действительности. На данном возрастном этапе интегрируются отношения человека и формируется его характер как система (сам процесс характерообразования начинается в детстве). Важной характеристикой взрослости, в особенности завершающего ее этапа (35—45 лет), является генеративность, выражающаяся в стремлении оказать влияние на следующее поколение посредством собственных детей, внести теоретический или практический вклад в развитие общества. Генеративность показывает, насколько человек способен оглядываться по сторонам, проявлять заинтересованность другими людьми, быть продуктивным. Считается, что все это и дает человеку ощущение счастья в данном возрасте. По мнению Э. Эриксона, взрослый человек формулирует свое отношение к внешнему миру, его будущему развитию и собственному участию в этом развитии. Важнейшая характеристика в становлении личности как субъекта жизни — это результативный, продуктивный момент ее деятельности. Дела, деяния, достижения, продукты, социальные влияния личности являются критериями ее субъективности. Большую роль в этом процессе играет то, насколько продукты и влияния человека являются общественно ценными, в этом и определяется личностная ценность жизни. Посредством тех изменений, которые личность внесла в общественный мир, она может познать себя, раскрыть настоящий уровень собственной жизни, постичь внутриличностные противоречия, найти предпосылки для самоизменений и саморазвития.

Таким образом, мы видим, что на этапе взрослости (25—30 — 40—45 лет) усиливается социальное личностное развитие, человек по максимуму входит в разнообразные сферы общественных отношений и деятельности. Все это требует мобилизации человеческих ресурсов, в числе которых и индивидные природные задатки. В то же время процесс личностного развития зависит от того, насколько она социально активна и продуктивна. Период взрослости считается наиболее благоприятным для формирования основных личностных подструктур, для достижения им зрелости как личности и субъекта общения, познания и деятельности, как индивидуальности.

Страницы: 1 2 


Прочие статьи:

Содержание теоретической готовности учителя
Содержание теоретической готовности учителя нередко понимается лишь как определенная совокупность психолого-педагогических и специальных знаний. Но формирование знаний, как же отмечалось, не самоцель. Знания, лежащие в структуре опыта учителя мертвым грузом, не будучи к тому же сведенными в систему ...

Анализ системы профориентационной работы школы №84
В результате анализа документации по планированию и проведению профориентационной работы школы и беседы с педагогами-психологами школы нами были выделены ключевые цели, методы и содержание системы профориентационной работы школы. Система профориентационной работы школы анализировалась нами с точки ...

Сущность технологии проблемного обучения
Технология проблемного обучения не нова, она получила распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школах. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 году в Чикаго опытную школу, в ко ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru