Безусловно, что развитие ребенка должно происходить в определённых условиях, в определенной среде. Важным педагогическим условием развития мышления детей является развивающая среда.
Развивающая среда - это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка (т.е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребенок приходит, рождаясь на свет).
Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.
В современном ДОУ существует ряд нерешенных проблем, касающихся развивающей среды:
среда не отражает идеи и философию программ и технологий, реализуемых в ДОУ;
слабо реализуются в оснащении среды идеи развивающего обучения и личностно - ориентированная модель взаимодействия воспитателя и ребенка;
среда в ДОУ чаще всего статична, не мобильна. Дети не принимают участие в проектировании и изменении среды. Воспитатель обустраивает помещения, забывая, что представления взрослого об удобствах, уюте и комфорте далеко не всегда совпадают с представлениями ребенка об этом;
при создании среды не учитываются особенности детей, посещающих данную группу, возраст, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности;
оснащение тематических "уголков" и "центров" носит выставочный характер, при этом мало используются продукты детской и совместной деятельности воспитателя и ребенка;
ребенок малоактивен и не самостоятелен во взаимодействии со средой (существуют необоснованные запреты и регламенты в использовании оборудования и помещений).
Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться. Главное требование к организации предметно-развивающей среды - ее адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.
Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в "Концепции построения развивающей среды в ДОУ" под ред. В.А. Петровского (1993 г.). В данной работе сформулированы принципы построения предметной среды. Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности:
Принцип дистанции при взаимодействии, ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком "глаза в глаза", способствующего установлению оптимального контакта с детьми.
Принцип активности, возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения.
Принцип "стабильности - динамичности", ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со "вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей".
Принцип комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Принцип эмоциогенности среды.
Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды.
Принцип открытости - закрытости.
Принцип учета половых и возрастных различий детей.
Авторы Концепции, определяют предметно-развивающую среду как организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей.
Важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне, преобразовании, экспериментировании. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез. Задействованность среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в этой предметной среде. Функциональный комфорт предметной среды обеспечивает и психофизическое благополучие.
Основные педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды:
Комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм.
Соответствие развивающей среды образовательной программе, реализующейся в детском саду.
Учет всех направлений развития ребенка.
Разнообразие сред, их рациональное расположение.
Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.
Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности.
Прочие статьи:
Подготовка и проведение констатирующего эксперимента
С целью определения уровня развития творческих способностей детей в дошкольном возрасте нами была проведена их диагностика у дошкольников ДОУ детский сад №33 с. Пышлицы . В эксперименте приняли участие 27 детей старшей дошкольной группы. Для исследования нами были использованы экспресс-методики В. ...
Математическая обработка данных
Для сравнения показателей контрольной и экспериментальной групп, до и после коррекционного воздействия предполагается использовать U-критерий Манна-Уитни. U-критерий Манна-Уитни предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Алгорит ...
Проведение формирующего эксперимента в условиях ДОУ
Характеристика ДОУ Содержание образовательного процесса определяется следующими программами и педагогическими технологиями: Основная образовательная программа: • «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильева, В.В.Гербова, Т.С.Комарова, 2010г. Дополнительные образовательные програм ...