Особенности руководства внеклассным чтением. Различные формы внеклассных мероприятий

Статьи об образовании » Средства формирования читательской самостоятельности » Особенности руководства внеклассным чтением. Различные формы внеклассных мероприятий

Страница 1

Всю учебно-воспитательную работу по внеклассному чтению – сразу на полугодие или на четверть – планирует учитель. Изучив фактический книжный фонд, которым класс будет располагать к моменту занятий, учитель, прежде всего, намечает тематику уроков внеклассного чтения и отбирает художественные произведения для чтения вслух, а также детские книги, с которыми учащиеся будут работать самостоятельно. Если учитель пользуется примерным типовым планированием, опубликованным в журналах, в пособиях, он должен иметь в виду возможность замены одних рекомендуемых книг другими. Исходя из реальных условий работы, учитель может заменять и темы уроков внеклассного чтения.

Однако, планируя темы уроков, следует позаботиться о том, чтобы круг произведений и книг, с которыми учитель предполагает знакомить учеников, как можно полнее отразил разнообразие доступных детям данного возраста книжных богатств в соответствии с психолого-педагогическими особенностями и возможностями младших школьников и требованиями программы. Намеченная учителем система уроков внеклассного чтения составит тот стержень, вокруг которого сформируется индивидуальная, групповая и массовая деятельность учащихся в связи с чтением.

Остановимся на вспомогательных формах, обеспечивающие непрерывность всей работы, создающие фон для уроков внеклассного чтения.

Пропаганда книги. В классе вывешиваются списки рекомендуемой литературы, они периодически обновляются и дополняются. Учителем организуются выставки книжных новинок, книги пропагандируются в непосредственном общении с учащимися: в выступлениях библиотекаря в классе, в индивидуальных беседах учителя с детьми.

Индивидуальная помощь и контроль. Беседы с учащимися о той книге, которую он читает или прочитал, обмен мнениями, сравнение книги с кинофильмом, обсуждение иллюстраций, просмотр записей ученика о прочитанных книгах, посещение учащегося на дому и знакомство с его домашней библиотечкой, беседа с родителями о чтении школьника и т.п.

Массовые внеклассные мероприятия: литературные утренники, викторины, КВН, встречи с писателями, учителями литературы старших классов, литературные экскурсии. В подготовке массовых мероприятий обязательно участвуют сами школьники: они готовятся к выступлениям, выпускают монтажи, оборудуют выставки, встречают гостей, организуют игры. На массовые мероприятия приглашаются родители; нередко они участвуют и в подготовке праздника, утренника, встречи.

Запись в библиотеку. В школьную библиотеку первоклассники записываются по мере овладения навыком чтения. К концу первого полугодия все первоклассники уже становятся читателями библиотеки. 1 – 2 раза в месяц учитель посещает библиотеку, знакомиться с читательскими формулярами и беседует с библиотекарем школы.

Обычно дети записываются также и в другую библиотеку – по месту жительства, городскую. Посещение внешкольной библиотеки очень развивает детей.

Учет прочитанного. Учитывать прочитанное можно и по библиотечным формулярам. Желательно к этой работе привлечь каждого школьника-читателя. В школе используются читательские дневники. Прочитанное учитывается и в устных формах: учащиеся говорят о прочитанных книгах на уроках внеклассного чтения, на обычных уроках чтения, в индивидуальных беседах с учителем.

Несмотря на то, что это вспомогательная работа тем не менее, она приучает детей к правильному общению с книгой, к бережному отношению к книге, а это немаловажная задача.

Таким образом, в начальных классах складывается система организации самостоятельного чтения школьников, система воспитания их как активных читателей, любителей литературы. Эта система характеризуется не столько программой знаний, сколько программой умений и ориентирования в мире книг. Она подчинена задаче привития потребности чтения книг, газет и журналов, так как в современном обществе каждый человек должен быть подготовлен к самообразованию, к самостоятельному «добыванию знаний», к обновлению своих познаний.

Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги. Школа — это, прежде всего книга . Книга — это могучее оружие, без нее я был бы немым или косноязычным; я не мог бы сказать юному сердцу и сотой доли того, что ему надо сказать и что я говорю. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека». Внеклассное чтение служит прекрасным средством воспитания: развивает желание учиться, много знать и уметь, формирует общественное, гражданское самосознание детей.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Категориальный аппарат работы
Данный параграф посвящен основным понятиям работы. Этот анализ необходим для того, чтобы разобраться во множестве существующих понятий. И так, знаем, что речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи пред ...

Основные направления работы по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением речи
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явле ...

Обзор и интерпретация эмпирических данных
Результаты диагностики по выявлению роли эксперимента в экологическом образовании дошкольников представлены в таблицах, гистограммах. Данные по каждой методике представлены в числовом и процентном виде. Таблица 2. Экологическая образованность дошкольников на начало года Испытуемый Уровень сформиров ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru