Нарушения актуализации словаря у дошкольников со стертой дизартрией проявлялись и в искажениях звукового образа слова. Например: тракторист - "тракторичист", мяукает - "мяучает", кудахчет - "кудакает".
Согласно исследованиям Ж.В. Антиповой особенности лексики детей со стертой дизартрией, проявляются в незнании многих слов и оборотов, в неумении отобрать из своего запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. Возникающие у детей специфические ошибки в виде различных замещений нужной лексемы другими словами, имеющими иное значение, свидетельствуют о несформированности системы значений.
Л.В. Лопатина отметила несформированность большинства компонентов функциональной речевой системы, многих языковых процессов: бедность словаря в трудности актуализации его в экспрессивной речи; редко употребляющие слова заменяются другими; ошибочно используются слова обобщающего значения. В языковой продукции распространены модели антонимических пар, в основе которых лежит элемент отрицания.
Активный словарь - часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным ребенком.
Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.
Ведущим нарушением при стертой дизартрии является нарушение произносительной стороны речи. Вместе с тем у многих детей обнаруживается и несформированность лексико-грамматического строя речи, фонематических процессов, что представляет собой вторичное нарушение, следствие расстройств звуковой стороны речи.
Овладение лексикой детьми со стертой дизартрией в процессе онтогенетического развития имеет свои специфические особенности: бедность активного словаря, трудности актуализации при актуализации предикативного словаря, трудности усвоения слов обобщенного, отвлеченного значения, а также слов, обозначающих состояние, оценку, качества, признаки предметов, замены слов, относящихся к одному семантическому полю.
Прочие статьи:
Изучение стратегии семейного воспитания
Важное значение для воспитания ребенка с нарушениями интеллекта имеет стратегия семейного воспитания. Для ее выявления родителям был предложен тест. Родителям предлагалось из четырех вариантов ответа выбрать самый для них предпочтительный. 1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется харак ...
Иван Дмитриевич творчески работал с детьми
Есть в музыке бездумное начало, Призыв к свободе от земных оков. Она не зря лукаво обольщала Людей на протяжении веков. Ему дали руководить детским оркестром. И в детском доме он по настоящему увлекся музыкой. Ребят учил играть на музыкальных инструментах. В детдоме был свой духовой оркестр, и по в ...
Особенности поведения детей в период адаптации
Не все дети при поступлении в группу плачут. Многие приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, самостоятельно находят занятие. Другие делают это с меньшей уверенностью, но тоже не проявляют особого беспокойства. Они внимательно наблюдают за воспитательницей, выполняют предлож ...