Нарушения актуализации словаря у дошкольников со стертой дизартрией проявлялись и в искажениях звукового образа слова. Например: тракторист - "тракторичист", мяукает - "мяучает", кудахчет - "кудакает".
Согласно исследованиям Ж.В. Антиповой особенности лексики детей со стертой дизартрией, проявляются в незнании многих слов и оборотов, в неумении отобрать из своего запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания. Возникающие у детей специфические ошибки в виде различных замещений нужной лексемы другими словами, имеющими иное значение, свидетельствуют о несформированности системы значений.
Л.В. Лопатина отметила несформированность большинства компонентов функциональной речевой системы, многих языковых процессов: бедность словаря в трудности актуализации его в экспрессивной речи; редко употребляющие слова заменяются другими; ошибочно используются слова обобщающего значения. В языковой продукции распространены модели антонимических пар, в основе которых лежит элемент отрицания.
Активный словарь - часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным ребенком.
Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.
Ведущим нарушением при стертой дизартрии является нарушение произносительной стороны речи. Вместе с тем у многих детей обнаруживается и несформированность лексико-грамматического строя речи, фонематических процессов, что представляет собой вторичное нарушение, следствие расстройств звуковой стороны речи.
Овладение лексикой детьми со стертой дизартрией в процессе онтогенетического развития имеет свои специфические особенности: бедность активного словаря, трудности актуализации при актуализации предикативного словаря, трудности усвоения слов обобщенного, отвлеченного значения, а также слов, обозначающих состояние, оценку, качества, признаки предметов, замены слов, относящихся к одному семантическому полю.
Прочие статьи:
Описание развивающей программы
Целью коррекционно-развивающей программы: развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста с нарушенным слухом с помощью игр. Программа проводилась в течении 2 месяцев с группой из 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек 10-11 лет). Занятия проводились 1 раз в неделю по 30-35 минут. За ...
Основные направления деятельности педагога-психолога по коррекции нарушений
социального развития дошкольников с ЗПР
Следующая задача нашего исследования – выделить комплекс игровых упражнений, направленных на формирование и коррекцию социального развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Игра – один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая ...
История фортепианного исполнительства
Система профессионального музыкального образования в России пользуется заслуженным признанием во всем мире. Средние специальные учебные заведения занимают в ней особое место – именно здесь обучающиеся получают основные знания, умения и навыки, которые становятся фундаментом их творческого роста. Дл ...