Основные подходы к разработке рабочей тетради как одного из средств обучения

Статьи об образовании » Разработка листов рабочей тетради по дисциплине "Экология" » Основные подходы к разработке рабочей тетради как одного из средств обучения

Страница 1

Рабочие тетради давно известны учителям и учащимся. Эти пособия периодически разрабатывались по отдельным учебным предметам, эпизодически использовались на занятиях, а затем на долгие годы исчезали. Их достоинства неоспоримы: системный подбор постепенно усложняющихся заданий; экономия времени ученика за счет выполнения работы непосредственно на страницах пособия, т.е. на печатной основе, и, как следствие, возможность решения большего числа задач. Эти пособия прежних лет чаще всего представляли собой краткие сборники задач; в них отсутствовала вариативность задания; они редко ориентировали учащихся на усвоение теоретических понятий. Сегодня мы стали свидетелями создания нового поколения рабочих тетрадей. Здесь нет механического соединения учебника и обычной школьной тетрадки. В них умножаются достоинства того и другого. Такие тетради не только информативны, они организуют самостоятельную работу ученика. Предлагая выполнить те или иные задания на разлинованном пространстве, они требуют от ученика особой ответственности за то, чтобы написанное слово было адекватно по значимости печатному. Комплексность и комплектность- вот главное их достоинство.

Основываясь на классификацию самостоятельных работ по основной дидактической цели, предлагаем выделить следующие виды работ, выполняемых в рабочих тетрадях: 1. приобретение новых знаний, формирование умений самостоятельно приобретать новые знания; 2. закрепление и уточнение знаний; 3. формирование приобретать знания на практике; 4. формирование умений и навыков практического характера; 5. формирование умений и навыков творческого характера. Причем, основная цель заданий на закрепление и уточнение изученного материала - включить школьника в более глубокое осмысление изученного материала; способствовать у учащихся развитию самодисциплины, силы воли, а задания на тренировку и повторение развивают память. Таким образом, цель рабочей тетради - способствовать повышению эффективности обучения школьников и уровня их творческого развития. Внедрение такого пособия в практику учебного процесса должно решать такие задачи:

-развивать мышления школьников;

- более прочно усваивать теоретический материал,

-приобретать практические умения и навыки решений не только типовых, но и развивающих, творческих задач;

-овладение алгоритмами решения основополагающих задач школьного курса; -контроль за ходом обучения школьников конкретной учебной дисциплине и формирование у них умений и навыков самоконтроля.

Рабочая тетрадь должна отвечать определенным требованиям:

-отражать все темы школьного курса учебной дисциплины;

-быть понятной, доступной и интересной каждому ученику, а значит, содержать дифференцированные задания, рассчитанные на тех, кто с большим трудом воспринимает и усваивает материал;

- стать "настольной книгой" школьника по данной дисциплине, сочетающей в себе краткий справочник по теории, сборник задач и упражнений, тетрадь для классной или домашней работы, регулярно проверяемой учителем.

Итак, современная рабочая тетрадь - это дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы учащихся в классе и дома непосредственно на ее страницах. Это позволит сэкономить время, что обеспечит возможность решения большего числа различных задач за меньшее количество времени и, как следствие, положительно скажется на качестве подготовки. Чтобы школьник мог осознанно и самостоятельно выполнять задания, он должен знать основные теоретические положения прорабатываемой темы. Поэтому в рабочие тетради имеет смысл включить кратко сформулированные основные теоретические сведения по данной теме или разделу, на основе которых ученик мог бы наблюдать, искать, доказывать, проверять, экспериментировать, открывать и обобщать. Удобно, если эти сведения будут у школьника "под рукой", т.е. на первой странице. Это позволит ему чаще обращаться к теоретическим вопросам темы, что облегчит ее заполнение.

Решение любой задачи происходит обычно на основе теоретических знаний. Дело значительно упрощается, если ученик знает алгоритм решения, т.е. осознает, с чего начать и в какой последовательности продолжать. Чтобы подготовить учеников к решению типовых задач, на страницах рабочей тетради полезно показать характер и последовательность их выполнения, т.е. познакомить их с алгоритмами.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Многозначные числа в обучении математике младших школьников
Нумерация многозначных чисел и действия над ними выделяются в особый концентр потому, что нумерация чисел за пределами 1 000 имеет свои особенности: многозначные числа образуются, называются, записываются с опорой не только на понятие разряда, но и на понятие класса. Необходимо раскрыть это важнейш ...

Коррекционно-развивающая работа по обогащению активного словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии
На основе анализа психолого-педагогической литературы и результатов проведенного исследования нами были подобраны коррекционно-развивающие упражнения для обогащения активного словаря детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии (по различным лексическим темам). Последовательность ...

Теоретическое обоснование проблемы организации культурно-досуговой деятельности на уроке иностранного языка через диалог
Диалог сам по себе представляет сложный материал, далеко не ограничивающийся каким-то одним аспектом. Об этом свидетельствует огромное количество исследовательских работ в этой области. Сам диалог представляет собой своего рода воплощение языка в конкретных и специфических средствах. Это особая фор ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru