Одним из усло
вий успешного овладения навыком чтения является достаточное развитие пространственных и временных представлений. На подготовительном этапе дети учатся ориентироваться в пространстве путем осознания схемы собственного тела, правого и левого направлений, пространственных взаимоотношений объектов, схемы тела стоящего напротив, последовательности предметного ряда, графическому обозначению направлений. Таким образом, дети должны четко усвоить понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «наискосок», а также предложные конструкции (на практическом уровне).
Временные представления включают в себя понятия об основных единицах времени, наблюдение и определение временной последовательности действий или событий, активизацию словаря за счет обобщающих понятий «времена года», «месяцы», «дни недели», сравнительных понятий «раньше», «позже» и т.д.
Один из видов работы по уточнению пространственных представлений – это ориентировка на плоскости листа. Она сочетает в себе несколько развивающих моментов: развитие слухового восприятия, развитие графических навыков, слухомоторной координации, развитие зрительного гнозиса и умения абстрагироваться.
На начальных этапах работы с учащимися, имеющими нарушения речи, отрабатывается связь звука и буквы (фонемы и графемы). Можно выделить два направления работы: развитие фонематического слуха, т.е. формирование четкого представления о звуке (фонеме) и закрепление зрительного образа буквы. Дети учатся сливать звуки в слоги и слова. Зачастую возникают трудности соотнесения данного звука с буквой (на уровне слова), а также трудности запоминания графического образа буквы.
В тех случаях, когда дети смешивают буквы, обозначающие сходные звуки, проводится работа по их дифференциации. Уточнение и закрепление слухопроизносительных дифференцировок достигается путем использования различных анализаторов (речеслухового, речедвигательного и зрительного). Особенности использования перечисленных анализаторов определяются характером нарушения дифференцировок.
Как правило, работа по дифференциации начинается с опоры на зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков.
Развитие кинестетических ощущений начинается с уточнения артикуляции звуков, не смешиваемых в произношении. Общая артикуляционная гимнастика, проводимая с детьми на данном этапе, позволяет не только развить артикуляционную моторику, но и подготовить детей к последующей работе по развитию слухопроизносительных дифференцировок и, в итоге, фонематического восприятия.
Дальнейшая работа по дифференциации осуществляется на конкретных звуках, смешиваемых детьми в произношении и на слух, которая проводится в определенной последовательности:
Уточнение артикуляции звука с использованием зрительных, кинестетических, тактильных, слуховых ощущений.
Выделение звука на фоне слога.
Определение наличия звука в слове.
Определение места звука в слове.
Сопоставление смешиваемых звуков в произношении и на слух.
Для закрепления представления о звуках можно использовать картинки – символы, отражающие артикуляционный уклад данного звука, схемы звукового состава слова, цифровые ряды и т.д.
Связь звука и соответствующей ему буквы отрабатывается в процессе выполнения заданий на определение звукового состава слова. Закреплению зрительного образа буквы способствуют задания, направленные на анализ графических элементов, из которых она состоит.
Предлагаются следующие задания:
Найти фигуру, букву в ряду сходных.
Найти заданную букву в таблице.
Выделить букву среди букв и цифр.
Сложить из палочек, спичек, выложить бисером по пластилину фигуры и буквы.
Найти заданную букву, спрятанную в сюжетном рисунке.
Выделить буквы в рисунках – изографах.
Передать ассоциативный образ буквы («Букваренок» Г. Юдина).
Показать правильно изображенную букву среди пар букв, правильно и зеркально изображенных.
Дополнить недостающий элемент фигуры и буквы при наличии образца.
Переделать букву, добавляя недостающий элемент, например, из З–В, И – М, К – Ж и т.д.
Преобразовать букву, изменяя пространственное расположение элементов, например, из Р-Ь, И-Н, И-П, Н-П, Г-Т.
Прочие статьи:
Дизайн-проект интерьера игровой комнаты
Итак, мы сформулировали для себя задачу – разработать интерактивный, функциональный, удобный и практичный интерьер детской игровой комнаты младшей группы в ДОУ, который обладал бы эстетической привлекательностью, легко видоизменялся, отвечал санитарно-гигиеническим нормам, принятым в отношении дете ...
Дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха
Физиологическим механизмом дефекта является нарушение ассоциативных связей между зрением и слухом, наблюдаются пропуски, перестановки, замены букв, а также слияние двух слов в одно, пропуски слов и т.д. В основе этого вида лежит недифференцированность слухового восприятия звукового состава слова, н ...
Педагогический процесс как динамическая педагогическая система
Педагогический процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъе ...