Приемы формирования навыка правильного чтения

Страница 1

Одним из усло

вий успешного овладения навыком чтения является достаточное развитие пространственных и временных представлений. На подготовительном этапе дети учатся ориентироваться в пространстве путем осознания схемы собственного тела, правого и левого направлений, пространственных взаимоотношений объектов, схемы тела стоящего напротив, последовательности предметного ряда, графическому обозначению направлений. Таким образом, дети должны четко усвоить понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево», «наискосок», а также предложные конструкции (на практическом уровне).

Временные представления включают в себя понятия об основных единицах времени, наблюдение и определение временной последовательности действий или событий, активизацию словаря за счет обобщающих понятий «времена года», «месяцы», «дни недели», сравнительных понятий «раньше», «позже» и т.д.

Один из видов работы по уточнению пространственных представлений – это ориентировка на плоскости листа. Она сочетает в себе несколько развивающих моментов: развитие слухового восприятия, развитие графических навыков, слухомоторной координации, развитие зрительного гнозиса и умения абстрагироваться.

На начальных этапах работы с учащимися, имеющими нарушения речи, отрабатывается связь звука и буквы (фонемы и графемы). Можно выделить два направления работы: развитие фонематического слуха, т.е. формирование четкого представления о звуке (фонеме) и закрепление зрительного образа буквы. Дети учатся сливать звуки в слоги и слова. Зачастую возникают трудности соотнесения данного звука с буквой (на уровне слова), а также трудности запоминания графического образа буквы.

В тех случаях, когда дети смешивают буквы, обозначающие сходные звуки, проводится работа по их дифференциации. Уточнение и закрепление слухопроизносительных дифференцировок достигается путем использования различных анализаторов (речеслухового, речедвигательного и зрительного). Особенности использования перечисленных анализаторов определяются характером нарушения дифференцировок.

Как правило, работа по дифференциации начинается с опоры на зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков.

Развитие кинестетических ощущений начинается с уточнения артикуляции звуков, не смешиваемых в произношении. Общая артикуляционная гимнастика, проводимая с детьми на данном этапе, позволяет не только развить артикуляционную моторику, но и подготовить детей к последующей работе по развитию слухопроизносительных дифференцировок и, в итоге, фонематического восприятия.

Дальнейшая работа по дифференциации осуществляется на конкретных звуках, смешиваемых детьми в произношении и на слух, которая проводится в определенной последовательности:

Уточнение артикуляции звука с использованием зрительных, кинестетических, тактильных, слуховых ощущений.

Выделение звука на фоне слога.

Определение наличия звука в слове.

Определение места звука в слове.

Сопоставление смешиваемых звуков в произношении и на слух.

Для закрепления представления о звуках можно использовать картинки – символы, отражающие артикуляционный уклад данного звука, схемы звукового состава слова, цифровые ряды и т.д.

Связь звука и соответствующей ему буквы отрабатывается в процессе выполнения заданий на определение звукового состава слова. Закреплению зрительного образа буквы способствуют задания, направленные на анализ графических элементов, из которых она состоит.

Предлагаются следующие задания:

Найти фигуру, букву в ряду сходных.

Найти заданную букву в таблице.

Выделить букву среди букв и цифр.

Сложить из палочек, спичек, выложить бисером по пластилину фигуры и буквы.

Найти заданную букву, спрятанную в сюжетном рисунке.

Выделить буквы в рисунках – изографах.

Передать ассоциативный образ буквы («Букваренок» Г. Юдина).

Показать правильно изображенную букву среди пар букв, правильно и зеркально изображенных.

Дополнить недостающий элемент фигуры и буквы при наличии образца.

Переделать букву, добавляя недостающий элемент, например, из З–В, И – М, К – Ж и т.д.

Преобразовать букву, изменяя пространственное расположение элементов, например, из Р-Ь, И-Н, И-П, Н-П, Г-Т.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Обзор и интерпретация эмпирических данных
Результаты диагностики по выявлению роли эксперимента в экологическом образовании дошкольников представлены в таблицах, гистограммах. Данные по каждой методике представлены в числовом и процентном виде. Таблица 2. Экологическая образованность дошкольников на начало года Испытуемый Уровень сформиров ...

Методические рекомендации воспитателям по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста
1. При работе по повышению уровня развития мышления детей воспитатель детского сада должен знать, что такое мышление и каковы его особенности на данном возрастном этапе. Мышление - вид интеллектуальной деятельности, процесс решения задач, связанный с открытием человеком нового знания для себя. Для ...

Школьный коллектив и его роль в формировании личности младшего школьника
Решающее значение для развития личности ребенка младшего школьного возраста имеет вступление его в школьный коллектив. Конечно, и дошкольник, особенно если он воспитывается в . детском саду, развивается внутри коллектива сверстников. Однако и по характеру той деятельности, на основе которой организ ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru