Для Шацкого детский коллектив в широком смысле — это организация, подготавливающая строителей коммунизма. Поэтому коммунистическая направленность всей деятельности коллектива должна находиться постоянно в центре внимания педагогов, которые тактично, при максимальном поощрении детской самодеятельности призваны умело направлять его работу. Жизнедеятельность детского коллектива — в его непрерывном движении, а забота о развитии коллектива, о движении вперед и вперед — закон его жизни. Все-на-4 здесь.
Огромное значение придавал Шацкий работе детских коммунистических организаций, а также вопросам самоуправления воспитанников. «Работать вместе с детьми,— писал С. Т. Шацкий,— это значит признавать громадное влияние на детей детского общества. Школа должна быть заинтересована в развитии детских организаций, участвующих в строительстве жизни. Ей тогда легче будет работать. Огромную поддержку в этом деле могут оказать школе наши пионеры и комсомол, сплачивающие наиболее энергичные элементы нашей молодежи». В наши дни, когда активизируется деятельность органов ученического самоуправления как действенного средства идейно-нравственного воспитания личности, очень своевременно вспомнить о педагогическом опыте Шацкого. Придавая огромное значение самоуправлению, Шацкий стремился к тому, чтобы максимальное количество детей участвовало в разных формах управления делами коллектива, сознательно и ответственно относилось к порученному делу, и важно, чтобы школьники умели свои желания и намерения подчинять требованию коллектива. Роль общего собрания детей, мнение коллектива — большая сила в становлении и развитии каждого воспитанника. Конечно, не один С. Т. Шацкий разрабатывал многообразные аспекты проблемы детского коллектива и разумно организованного труда в его становлении и развитии. В ходе строительства советской школы это была кардинальная задача для педагогов — теоретиков и практиков. Она в общем виде определялась партийными и государственными документами. Вспомним, какой поистине колоссальный труд в ее разработку вложен Н. К. Крупской. Много принципиально нового внес в эту сокровищницу советской педагогики в 30-е гг. А. С. Макаренко. В послевоенные годы над проблемами детского коллектива работал В. А. Сухомлинский. И теперь эти вопросы — предмет особого внимания исследователей — педагогов, психологов, социологов. Хотелось бы подчеркнуть преемственность в разработке магистральных вопросов советской педагогики. Она легко прослеживается, если рассматривать этот вопрос в историческом аспекте. Это ни в какой степени не умаляет индивидуального и своеобразного вклада каждого из замечательных деятелей советской педагогической науки в разработку теории коллектива и роли общественно полезного, производительного труда в воспитании детей и юношества. Роднит их общность коммунистической идеологии и прочная опора в научных выводах ни живой, многолетний опыт с конкретным детским и педагогическим коллективом. В их творчестве естественно отражались поиски и находки других педагогов-современников. Непреоборимая сила социалистической педагогики как принципиально нового явления общественной жизни состоит в том, что она, развиваясь на основе марксизма-ленинизма, впитывает многообразный коллективный труд, накопленный в ее историческом развитии. Она — продукт этого исторического пути.
Весьма значителен вклад С. Т. Шацкого в разработку вопросов советской дидактики. Он, будучи членом ГУСа с 1921 г., много и плодотворно работал под непосредственным руководством Н. К. Крупской над определением содержания образования в школе. Научно-педагогическая секция ГУСа тогда была центром педагогической мысли страны. Это был путь исканий, на котором у Шацкого были значительные достижения, но были и увлечения вроде некритического отношении к методу проектов, некоторой недооценки роли систематических знаний в обучении школьников. После известных решений ЦК партии и правительства к школе Шацкий решительно преодолел эти взгляды и в последние годы жизни плодотворно трудился над вопросом повышения роли урока как основной фирмы учебной работы.
Прочие статьи:
Психолого-педагогические особенности детей 11-15-летнего возраста
Одна из основных трудностей профессии учителя состоит не только в необходимости знать досконально учебный материал уроков, в умении правильно выбрать и применить методы и приемы преподавания. Столь же важно и умение использовать в своей работе знания о возрастных особенностях учащихся данного возра ...
Педагогические принципы и нововведения Шацкого
Остановимся только на некоторых сторонах его творчества. Шацкий первым в России создал клубные учреждения для детей пролетарской окраины Москвы — Марьиной Рощи. Конечно, «домик в Вадковском переулке» как внешкольное учреждение общества «Детский труд и отдых» кардинальным образом отличается от совре ...
Социальное партнерство ДОУ и других общественных институтов социума
· в сфере образования развитие образования как открытой системы, гибко реагирующей на меняющиеся социально-экономические реалии и соответствующие им индивидуальные и групповые образовательные потребности; поддержание и улучшение качества образования на основе создания единого механизма обеспечения ...