Изучение влияния среды на детей в работах Шацкого

Страница 2

Всякий интересующийся этой стороной педагогики и историей школы найдет в материалах Первой опытной станции материалы большой значимости. Конечно, надо учитывать конкретную обстановку 20-х — начала 30-х гг., когда Шацкий и его коллеги вели эту работу в деревне и городе. Теперь, с построением развитого социализма, положение коренным образом изменилось. Не та стала среда, не та семья и не та школа. Марксистско-ленинская идеология прочно укрепилась в сознании людей, колоссально возрос материальный и культурный уровень населения. Советская школа стала совершенно иной. Но сам педагогический подход к координации усилий школы, семьи и общественности в воспитании детей, поиски наиболее эффективных форм работы и сегодня остаются как весьма важные в поле внимания нашего общества. Думается, что и центральная педагогическая идея Шацкого, заложенная им в основание Первой опытной станции, идея о совокупном и последовательном воздействии на растущего ребенка в месте его жизни через различные учебно-педагогические учреждения не утратила значения.

Учитель всегда был для Шацкого важнейшей фигурой педагогической работы. Отсюда его постоянная высокая требовательность и непреходящее внимание к учителю. Шацкий считал, что непременным требованием к учителю должно быть внимательное и всестороннее изучение им ребенка: «Педагог должен стать наблюдателем и исследователем тех явлений, которые перед ним протекают».

Ребенок — организм растущий, и сам педагог не может остановиться в своем научном и деловом росте. Расширяя и углубляя свои знания, учитель должен сочетать в себе качества педагога и научного работника — уметь детей наблюдать, исследовать, обобщать опыт, пропускать через свое сознание и педагогическое умение весь материал, с которым он намерен идти к детям. И вместе с тем учитель должен быть общественником и человеком доброжелательным, внимательным к детям. «Педагог — общественник с широким горизонтом, педагог — организатор своего дела, организатор детской жизни, педагог — умелый наблюдатель и исследователь — вот тот тип, которого требует новая школа»,— писал Шацкий.

Отсюда требования Шацкого к педагогическим учебным заведениям: возможно раньше приобщать студентов к непосредственной работе с детьми, устанавливать многосторонние связи педагогических вузов и техникумов со школой и другими детскими учреждениями, вводить возможно более разнообразные сочетания учебной, научно-исследовательской и практической работы. Вуз, готовящий учителей, и должен быть своеобразным центром, сочетающим в округе своей деятельности научную, учебную и практическую педагогическую работы. В Первой опытной станции С. Т. Шацкий отдавал много сил систематической работе с учителями. Регулярные так называемые съезды учителей Первой опытной станции были весьма эффективным средством повышения квалификации учителей, живого творческого общения. С. Т. Шацкий был подлинным учителем учителей. И его положительное влияние распространялось далеко за пределы опытной станции. Позже, когда Шацкий руководил Центральной педагогической лабораторией Наркомпроса по обобщению передового опыта школ и учителей, он с особой тщательностью занимался проблемами повышения эффективности урока как основной формы учебной работы.

Но как бы ни был способен и опытен педагог, он один не решает успеха дела. Лицо учебно-воспитательного учреждения, считал Шацкий,— это хорошо слаженный, растущий, творчески работающий педагогический коллектив, в котором трудятся коллеги-единомышленники, каждый со своим только ему присущим почерком в работе, но понимающие друг друга и для которых главное — дети, их радости и печали, дети, доверенные педагогическому коллективу, чтобы воспитать из них достойных граждан Советской Родины. Думается, что и эта сторона таланта выдающегося советского педагога заслуживает самого пристального внимания читателя его педагогических сочинений.

Страницы: 1 2 


Прочие статьи:

Экспериментальное изучение употребления сложных предложений учащимися 3 класса с ОНР
Экспериментальное исследование было проведено на базе школы 8 типа № 30 г. Минска. Цель экспериментального исследования – выявление особенностей употребления сложных предложений учащимися 3 класса с ОНР. В качестве испытуемых выступили 30 учеников 3 класса. Диагноз школьников – ОНР 3 уровня. Исслед ...

Практические аспекты воспитания и обучения одаренных детей
Дополнительное образование детей – составная часть непрерывного образования и естественный партнер общеобразовательной школы, других учреждений, ведомств. При этом дополнительное образование детей становится не только средством развития личности, ее социальной адаптации. Дополнительное образование ...

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста
По мнению Е.О. Бондаренко, младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. С 3–4 лет происходят существенные изменен ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru