Изучение влияния среды на детей в работах Шацкого

Страница 2

Всякий интересующийся этой стороной педагогики и историей школы найдет в материалах Первой опытной станции материалы большой значимости. Конечно, надо учитывать конкретную обстановку 20-х — начала 30-х гг., когда Шацкий и его коллеги вели эту работу в деревне и городе. Теперь, с построением развитого социализма, положение коренным образом изменилось. Не та стала среда, не та семья и не та школа. Марксистско-ленинская идеология прочно укрепилась в сознании людей, колоссально возрос материальный и культурный уровень населения. Советская школа стала совершенно иной. Но сам педагогический подход к координации усилий школы, семьи и общественности в воспитании детей, поиски наиболее эффективных форм работы и сегодня остаются как весьма важные в поле внимания нашего общества. Думается, что и центральная педагогическая идея Шацкого, заложенная им в основание Первой опытной станции, идея о совокупном и последовательном воздействии на растущего ребенка в месте его жизни через различные учебно-педагогические учреждения не утратила значения.

Учитель всегда был для Шацкого важнейшей фигурой педагогической работы. Отсюда его постоянная высокая требовательность и непреходящее внимание к учителю. Шацкий считал, что непременным требованием к учителю должно быть внимательное и всестороннее изучение им ребенка: «Педагог должен стать наблюдателем и исследователем тех явлений, которые перед ним протекают».

Ребенок — организм растущий, и сам педагог не может остановиться в своем научном и деловом росте. Расширяя и углубляя свои знания, учитель должен сочетать в себе качества педагога и научного работника — уметь детей наблюдать, исследовать, обобщать опыт, пропускать через свое сознание и педагогическое умение весь материал, с которым он намерен идти к детям. И вместе с тем учитель должен быть общественником и человеком доброжелательным, внимательным к детям. «Педагог — общественник с широким горизонтом, педагог — организатор своего дела, организатор детской жизни, педагог — умелый наблюдатель и исследователь — вот тот тип, которого требует новая школа»,— писал Шацкий.

Отсюда требования Шацкого к педагогическим учебным заведениям: возможно раньше приобщать студентов к непосредственной работе с детьми, устанавливать многосторонние связи педагогических вузов и техникумов со школой и другими детскими учреждениями, вводить возможно более разнообразные сочетания учебной, научно-исследовательской и практической работы. Вуз, готовящий учителей, и должен быть своеобразным центром, сочетающим в округе своей деятельности научную, учебную и практическую педагогическую работы. В Первой опытной станции С. Т. Шацкий отдавал много сил систематической работе с учителями. Регулярные так называемые съезды учителей Первой опытной станции были весьма эффективным средством повышения квалификации учителей, живого творческого общения. С. Т. Шацкий был подлинным учителем учителей. И его положительное влияние распространялось далеко за пределы опытной станции. Позже, когда Шацкий руководил Центральной педагогической лабораторией Наркомпроса по обобщению передового опыта школ и учителей, он с особой тщательностью занимался проблемами повышения эффективности урока как основной формы учебной работы.

Но как бы ни был способен и опытен педагог, он один не решает успеха дела. Лицо учебно-воспитательного учреждения, считал Шацкий,— это хорошо слаженный, растущий, творчески работающий педагогический коллектив, в котором трудятся коллеги-единомышленники, каждый со своим только ему присущим почерком в работе, но понимающие друг друга и для которых главное — дети, их радости и печали, дети, доверенные педагогическому коллективу, чтобы воспитать из них достойных граждан Советской Родины. Думается, что и эта сторона таланта выдающегося советского педагога заслуживает самого пристального внимания читателя его педагогических сочинений.

Страницы: 1 2 


Прочие статьи:

Анализ результатов логопедической работы
По окончанию формирующего этапа был проведён контрольный этап, цель которого заключалась в сравнении полученных результатов с первоначальными данными. Для этого мы использовали ту же методику, что и на констатирующем этапе. Особое внимание мы уделили навыкам словообразования и словоизменения Привед ...

Психолого–педагогические особенности познавательной деятельности младшего школьника
Деятельностный подход к процессу учения требует анализа его как целостной системы, как реального процесса решения задач, стоящих перед человеком, являющимся субъектом этой деятельности. Деятельность субъекта всегда отвечает какой – то его потребности. Она направлена на предмет, способный удовлетвор ...

Использование комнатных растений при изучении основ экологии
При изучении темы «Основы экологии» учитель может использовать комнатные растения для раскрытия таких вопросов, как основные климатические факторы и их влияние на организм, факторы, управляющие сезонными явлениями живой природы, приспособление растений к сезонному ритму окружающих условий, состояни ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru