Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста

Страница 1

В диагностическую группу детского сада компенсирующего вида принимаются дети 2-4 лет с сохранным интеллектом, имеющие задержку речевого развития разной этиологии. Экспрессивная речь у них представлена в виде отдельных звукоподражаний, аморфных слов-корней, усеченных фраз или коротких малопонятных предложений. Речевая активность у подавляющего большинства резко снижена. Понимание речи в основном сохранно.

Коррекционно-диагностическое обучение в группе осуществляется в течение учебного года. После повторного обследования небольшая часть детей направляется в массовые дошкольные учреждения, основная масса – в логопедическую группу среднего возраста этого же детского сада. Имеются единичные случаи перевода детей в учреждение для дошкольников с задержками психического развития и общим психическим недоразвитием. Если ребенком не усвоена программа второй младшей группы, медико-педагогический консилиум рекомендует дублирование диагностической группы.

Для ранней коррекции задержки речевого развития проводится следующая работа:

- при поступлении в группу обследование детей детским врачом-психоневрологом и назначение необходимого медикаментозного и физиотерапевтического лечения. Повторный осмотр врача и следующий курс лечения проводится в январе – феврале;

- выяснение детским психологом уровня развития психических функций для рекомендаций логопеду и воспитателям; в течение года проведение психологом занятий по развитию коммуникативных навыков.

После утренней зарядки воспитатель проводит ежедневную коррекционную работу, спланированную логопедом соответственно лексической теме (упражнения по развитию мелкой моторики, мыслительных процессов, внимания, уточнению произношения гласных звуков и простых согласных, словарного запаса, закреплению несложных грамматических категорий, повторению коротких стихотворений). Все задания проводятся в игровой форме. Продолжительность коррекционной работы 10-12 мин. Логопед ежедневно перед зеркалом до завтрака занимается со всей группой артикуляционной гимнастикой продолжительностью 4-5 мин. Сначала включаются простые упражнения для губ и языка: «Улыбка», «Широкий ротик», «Сожми крепко губки», затем и более сложные: «Часики», «Качели», «Лошадка». Непременные участники этой гимнастики – куклы бибабо и различные игрушки.

Систематическая работа по развитию артикуляционной моторики на занятиях по звукопроизношению и ежедневная гимнастика для языка и губ помогают детям произносить согласные звуки без специальной постановочной работы логопеда.

При формировании групп для индивидуальных и подгрупповых занятий необходимо учитывать степень сформированности экспрессивной речи. В «сильную» подгруппу подбираются дети, имеющие связную речь или ее начатки, в «слабую», умеющие произносить только отдельные звуки, звукоподражания или словосочетания.

В течение недели логопед проводит следующие занятия: на звукопроизношение (одно занятие), формирование простейших лексико-грамматических категорий (одно), развитие связной речи (одно) и логоритмику (одно), которую проводит совместно с музыкальным руководителем.

На логоритмических занятиях в игровой форме выполняются такие задания: ходьба с предметами и без них, упражнения типа «Большие ноги – маленькие ножки», повороты на 180° при изменении громкости звучания музыки, одно-два упражнения на развитие артикуляционной моторики, упражнение на развитие дыхания («Подуем на водичку», «Султанчики», «Листочки»), развитие внимания («Делай как я», с предметами и без них, «Запретное движение»).

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Пути социализации старших подростков из опекунских семей в условиях кадетской школы
В психологической литературе подростковый возраст определяется как кризисный, трудный, переходный. Его кризисность и трудность – в резком взрослении, в скачке из детства в иную возрастную фазу, в новое знание. Подросток сталкивается с неведомыми ему ранее противоречиями во взаимоотношениях между лю ...

Социализация ребенка, факторы, влияющие на процесс социализации
Социализация ребенка – процесс длительный и очень сложный. С одной стороны, любое общество, которое на каждом этапе своего развития вырабатывает определенную систему социальных и нравственных ценностей, свои идеалы, нормы и правила поведения, прежде всего само заинтересовано в том, чтобы каждый реб ...

Противоречия опыта гражданского воспитания школьников
Изучение состояния гражданского воспитания школьников позволило выявить ряд противоречий, которые остаются барьерами на пути создания системы воспитания российского гражданина. К этим «тематическим» противоречиям добавляются трудности общего характера: - узкая ранняя профилизация; - прагматизация с ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru