Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста

Страница 1

В диагностическую группу детского сада компенсирующего вида принимаются дети 2-4 лет с сохранным интеллектом, имеющие задержку речевого развития разной этиологии. Экспрессивная речь у них представлена в виде отдельных звукоподражаний, аморфных слов-корней, усеченных фраз или коротких малопонятных предложений. Речевая активность у подавляющего большинства резко снижена. Понимание речи в основном сохранно.

Коррекционно-диагностическое обучение в группе осуществляется в течение учебного года. После повторного обследования небольшая часть детей направляется в массовые дошкольные учреждения, основная масса – в логопедическую группу среднего возраста этого же детского сада. Имеются единичные случаи перевода детей в учреждение для дошкольников с задержками психического развития и общим психическим недоразвитием. Если ребенком не усвоена программа второй младшей группы, медико-педагогический консилиум рекомендует дублирование диагностической группы.

Для ранней коррекции задержки речевого развития проводится следующая работа:

- при поступлении в группу обследование детей детским врачом-психоневрологом и назначение необходимого медикаментозного и физиотерапевтического лечения. Повторный осмотр врача и следующий курс лечения проводится в январе – феврале;

- выяснение детским психологом уровня развития психических функций для рекомендаций логопеду и воспитателям; в течение года проведение психологом занятий по развитию коммуникативных навыков.

После утренней зарядки воспитатель проводит ежедневную коррекционную работу, спланированную логопедом соответственно лексической теме (упражнения по развитию мелкой моторики, мыслительных процессов, внимания, уточнению произношения гласных звуков и простых согласных, словарного запаса, закреплению несложных грамматических категорий, повторению коротких стихотворений). Все задания проводятся в игровой форме. Продолжительность коррекционной работы 10-12 мин. Логопед ежедневно перед зеркалом до завтрака занимается со всей группой артикуляционной гимнастикой продолжительностью 4-5 мин. Сначала включаются простые упражнения для губ и языка: «Улыбка», «Широкий ротик», «Сожми крепко губки», затем и более сложные: «Часики», «Качели», «Лошадка». Непременные участники этой гимнастики – куклы бибабо и различные игрушки.

Систематическая работа по развитию артикуляционной моторики на занятиях по звукопроизношению и ежедневная гимнастика для языка и губ помогают детям произносить согласные звуки без специальной постановочной работы логопеда.

При формировании групп для индивидуальных и подгрупповых занятий необходимо учитывать степень сформированности экспрессивной речи. В «сильную» подгруппу подбираются дети, имеющие связную речь или ее начатки, в «слабую», умеющие произносить только отдельные звуки, звукоподражания или словосочетания.

В течение недели логопед проводит следующие занятия: на звукопроизношение (одно занятие), формирование простейших лексико-грамматических категорий (одно), развитие связной речи (одно) и логоритмику (одно), которую проводит совместно с музыкальным руководителем.

На логоритмических занятиях в игровой форме выполняются такие задания: ходьба с предметами и без них, упражнения типа «Большие ноги – маленькие ножки», повороты на 180° при изменении громкости звучания музыки, одно-два упражнения на развитие артикуляционной моторики, упражнение на развитие дыхания («Подуем на водичку», «Султанчики», «Листочки»), развитие внимания («Делай как я», с предметами и без них, «Запретное движение»).

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Теоретические основы метода пропедевтики акустической дисграфии через дидактическую игру
ОНР (общее недоразвитие речи) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонетов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патолог ...

Приемы снятия трудностей при чтении текстов в средней школе
Приведём здесь некоторые приёмы снятия трудностей при чтении текстов в младшей средней школе: - необходимо формировать у детей механизмы прогнозирования, догадки, идентификации, учить анализировать, находить языковые опоры в тексте, пользоваться при необходимости словарём. - следует продолжить обуч ...

Конспект урока с использованием ТСО
Урок математики в 1-м классе с использованием информационных технологий. Тема урока: « Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток. Счет в пределах 100» Цель урока: 1. Образовательная: формировать вычислительные навыки счета в пределах 20 и в пределах 100; 2. Воспитательная: воспит ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru