Методика формирования умений творческой деятельности учителя информатики

Статьи об образовании » Организация творческой деятельности школьников в процессе изучения информатики » Методика формирования умений творческой деятельности учителя информатики

Страница 1

Составными компонентами умения творческой деятельности являются: наличие объекта, на который направлено действие; знание объекта действия (его состава и состояния в данный момент); наличие задания и понимание его сущности; знание способов действия; перенос действия в новые ситуации. Научное отражение творческой деятельности БУИ должно быть представлено взаимосвязанным единством знаний в области системного анализа, математического моделирования и соответствующими им умениями. Поэтому в соответствии с этапами процесса обучения выделяем три основные группы умений творческой деятельности:

прогностические умения (умение корректно формулировать цели и задачи творческого задания, осуществлять структуризацию и алгоритмизацию нестандартных задач, осуществлять «перенос» знаний в другую предметную область или на другой объект исследования);

исполнительские умения (умение применить инструментальные средства информатики для редукции исходной задачи, умение реализовать на практике созданную модель процесса, представленного в творческой задаче, умение наглядно представлять решение творческой задачи, умение «защищать» методику и результаты решения творческого задания);

аналитические умения (умение работать с научной литературой, умение формализовать модель процесса в рамках конкретной математической схемы, умение контролировать и критически оценивать свои действия при решении творческих задач, обобщать и систематизировать полученные результаты, умение выявлять закономерности, подобие и аналогии в изучаемых явлениях).

В структуре деятельности студента по овладению умениями творческой деятельности могут быть выделены следующие взаимосвязанные компоненты: осознание профессиональной и личностной значимости задачи овладения умениями творческой деятельности; целевая установка на овладение конкретными умениями; актуализация базовых знаний, которые лежат в основе формируемых умений; раскрытие содержания каждого умения как определенной совокупности действий и операций, его составляющих, и способов выполнения действий; организация практической деятельности и упражнений по овладению умениями; контроль за уровнем сформированности умений, учет и оценка хода и результатов деятельности.

В соответствии с выявленными особенностями умений творческой деятельности БУИ выделены следующие приоритетные задачи по формированию у студентов:

1) умения применять метод информационного моделирования;

2) умения использовать компьютер для автоматизированного решения модельных творческих задач;

3) дидактические и методические приемы, позволяющие самостоятельно повышать квалификацию в области математического моделирования и использования программных средств и информационных технологий.

Изучение структуры, содержания и особенностей умений творческой деятельности позволило построить формальную модель процесса их формирования у будущего учителя информатики. Этот процесс может быть представлен в виде стохастической динамической системы, элементами которой выступают образовательные ситуации.

Важным компонентом процесса формирования умений творческой деятельности будущего учителя информатики является контрольно-регулировочный компонент, который предполагает, что контроль со стороны преподавателя за процессом формирования у студентов умений творческой деятельности и самоконтроль обучаемого за правильностью выполнения заданий происходят одновременно.

Оценочно-результативный компонент предполагает оценку преподавателем и самооценку обучаемым достигнутых в процессе формирования умений творческой деятельности, установление их соответствия поставленным задачам, выявление причин обнаруженных отклонений, проектирование новых задач, учитывающих необходимость восполнения пробелов.

Все компоненты модели формирования умений творческой деятельности БУИ взаимосвязаны и целостны. При формировании умений творческой деятельности каждый компонент модели в отдельности играет определенную роль, но только все компоненты в совокупности обеспечивают итоговый результат .

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Психолого-педагогические аспекты применения различных художественных техник в старшей дошкольной группе
дошкольный творчество изобразительное искусство Детство – это первая ступень человека, на которой начинается познание мира. Через конкретные живые образы природа вливается в живое существо миром красок, чувств, разнообразных форм и явлений. На этом важном жизненном этапе идет процесс интенсивного п ...

Современные научные подходы коррекции оптической дисграфии
Основным принципом обучения в этом случае является путь использования сохранных анализаторов — зрительного, кинестетического и речедвигательного в качестве опоры для восстановления основных предпосылок письма. Создание новой афферентирующей системы со стороны сохранных анализаторов эффективно влияе ...

Методические рекомендации воспитателям по развитию мышления детей старшего дошкольного возраста
1. При работе по повышению уровня развития мышления детей воспитатель детского сада должен знать, что такое мышление и каковы его особенности на данном возрастном этапе. Мышление - вид интеллектуальной деятельности, процесс решения задач, связанный с открытием человеком нового знания для себя. Для ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru