В современном образовании остро стоит вопрос о качестве обучения и воспитания, который тесно связан с проблемой педагогических ошибок. Сама проблема ошибок, заблуждений, недочётов рассматривалась в философии и методологии многих наук, вместе с тем в педагогике тема педагогических ошибок их видов, причин и последствий рассмотрена явно в недостаточной степени. Слово "ошибка" многозначно. Рассмотрение определений, объяснений и примеров ошибок, приводимых в информационных источниках, дало возможность составить список понятий, ему соответствующих. Из него следует, что ошибка - общее название для голого класса понятий, связанных с искажением, с дефектом деятельности в каждом из трёх полей: предметном, логическом и поле взаимоотношений, смыслов.
Проблема ошибок, заблуждений, недочётов рассматривалась в философии и методологии наук (Аристотель, И. Кант, Г. Башляр, В.Ф. Асмус, М.М. Бахтин и др.), кибернетике (Д. Норман), в философии образования (B.C. Гершунский), в общей психологии (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, СЛ. Рубинштейн), психологии труда (Ю.К. Стрелков, Н.А. Носов, Е.А. Климов), педагогической психологии (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко), педагогической праксеологии (И.А. Колесникова) и дидактике (М.А. Данилов, Б.П. Есипов, В.П. Беспалько).
Очевидно, что различные системы и виды деятельности не одинаковы в отношении того, какое место в них занимают ошибки. Так, система "человек-машина" и соответствующие организации (центры контроля движения воздушного и железнодорожного транспорта, атомные станции, ядерные авианосцы) обладают статусом высокой надежности, т.е. имеют низкие показатели инцидентов и у них цена ошибки чрезвычайно велика.
Задачи системы образования многочисленны и разнообразны. Возможно, риск неблагоприятных событий и их последствий не так высок, как в иных системах, что не означает отсутствие профессиональных ошибок в их деятельности. Другое дело, что "концепция ошибок педагога и педагогических коллективов не может считаться достаточно разработанной в психологии".
В отечественной и зарубежной психологии последних лет на темы педагогических ошибок, их психологических механизмов, факторов возникновения и путей исправления встречаются пока еще редкие исследования и отдельные статьи.
А.К. Маркова различает ошибки педагога как прямое нарушение профессиональных норм деятельности; затруднения как отсутствие или неиспользование необходимых средств педагогической деятельности или способностей для реализации нормы и недостатки - как использование не вполне адекватных и малоэффективных для данной ситуации способов (средств, приемов и т.д.) деятельности.
Одна из немногочисленных работ, направленная на построение классификации педагогических ошибок, предпринята в праксеологии, которую, можно рассматривать как прикладную отрасль, складывающуюся на пересечении психологии труда и педагогической психологии. Согласно определению, праксеологическими ошибками следует считать действия и личностные проявления педагога, связанные непосредственно с организацией деятельности, со способами ее осуществления и приводящие к потерям в качестве, результативности и эффективности профессиональной педагогической деятельности.
Прочие статьи:
Развитие понимания речи в онтогенезе
Обобщенно развитие понимания речи детей представлены в работе Н.С. Жуковой, где она выделяет шесть уровней понимания речи. При обследовании детей раннего возраста особенно важным является то, понимает ли ребенок обращенную речь. 1 уровень – выражено речевое внимание, прислушивается к голосу, адеква ...
Функции, принципы и модели дополнительного образования.
Условия интеграции основного и дополнительного образования
Классные занятия, обычно проводятся с постоянным составом учащихся, но заранее определенному расписанию и носят обязательный характер. Но, наряду с обязательными учебными занятиями, вне рамок учебного дня в школах и других учебных заведениях используются разнообразные формы учебной работы, которые ...
Обследование и логопедическая коррекционная работа с детьми подготовительного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Логопедическая коррекционная работа с детьми с ОНР любого уровня речевого развития планируется после комплексного обследования, т.е. после постановки речевого диагноза. На протяжении всего обследования логопед выявляет объем речевых навыков ребенка, сопоставляет его с возрастными нормативами, с уро ...