Создание положительного эмоционального фона на уроке

Страница 1

физический культура урок удовлетворенность

Эмоциональный фон является важным фактором урока. Он возникает с момента ожидания учащимися урока физической культуры и существует на всем его протяжении. При этом эмоциональный настрой может изменяться по ходу урока в зависимости от самочувствия учащихся, проявляемого ими интереса к упражнению, в связи с оценками их деятельности.

Порицания учителя физической культуры, высказанные в грубой форме, снижают активность учащихся на уроке. Ошибкой учителя является, например, укор ученику, высказанный следующим способом: «Посмотри, все сделали правильно, только у тебя ничего не получается». Здесь неудача ученика противопоставлена успеху всего класса, и порицание, делает его для всего класса отвергаемым: ученик после этого становится для класса «гадким утенком».

Существенно снижают активность учащихся и насмешки товарищей, причем особенно заметно в средних классах. Старшеклассники меньше ориентированы на оценку своей деятельности другими, поэтому к насмешкам одноклассников они относятся более спокойно. Зато для старшеклассников весьма значим фактор «достигаемые результаты».

Постоянной заботой учителя физической культуры является создание и поддержание радостного настроения школьников на уроке. Наполняя жизнь школьников радостными переживаниями, учитель расширяет возможность управлять педагогическим процессом.

Однако радость на уроке – это не только и не столько веселье, сколько радость труда, учения. К.Д. Ушинский писал, что на уроке «должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая все дело в шутку…».

Урок физической культуры становится радостным для школьников, когда они двигаются, а не сидят, замерзая, на скамейках, когда видят результаты своего труда. Причем на первых порах не очень существенно, чем будут вызваны радостные переживания школьника – учебным трудом или обстановкой урока Чем менее развиты и воспитаны дети, тем большее значение для них имеют побочные радости, например, то, что урок ведет любимый учитель, что на уроке можно побегать, посмеяться, поиграть.

Молодой и неопытный учитель боится радости на уроке и не позволяет себе шутить, считая, что после улыбки школьники не способны серьезно работать. Он держит детей в строгости. А порой и в страхе. Однако это не прививает школьникам любви к уроку физической культуры Опытный же педагог и без строгости достигает большего, так как знает, что при положительном настрое учащихся, вызванным радостью, легче создать серьезное настроение на уроке.

Радость на уроке не надо специально и натужно придумывать. Ее не внедришь насильно в душу ребенка. Чтобы у школьника сформировалось положительное отношение к урокам физической культуры, необходимо, чтобы радостные переживания на уроке возникали у школьников многократно. Сам урок таит в себе много потенциальных возможностей для этого.

Как уже говорилось, чем зрелее учащиеся, тем в большей степени основным источником радости на уроке должен являться сам процесс научения, преодоления трудностей, приобретения нового, развития своих способностей и качеств личности. Однако имеется и ряд других факторов, повышающих эмоциональность урока и вызывающих радость у школьников.

1. Обстановка урока и поведение учителя существенно влияют на его эмоциональность. Эстетика зала, спортивных костюмов учащихся и учителя, эстетика поведения, принятого на уроке, сам учитель, светящийся радостью и заражающий ею учащихся, – все это имеет немаловажное значение. Собранность учителя, краткость и четкость его команд и замечаний, бодрость тона его речи (не переходящей в крик) настраивают учащихся на мажорный и деловой лад. В тоже время не всякая повышенная эмоциональность учителя полезна для урока Излишняя возбужденность учителя, его суетливость, шумливость приведут к повышению неорганизованной активности учащихся. Не надо сыпать на уроке бесконечными шутками, смеша и развлекая детей, но надо, чтобы строгость перемежалась улыбками, огорчения стирались всеобщей подчеркнутостью радости успеха.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Типы классного руководства
Сейчас имеется несколько типов классного руководства: – учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя; – классный руководитель, преподающий отдельную школьную дисциплину, то есть имеющий минимальную учебную нагрузку. Их также называют классными дамами, кураторами (лат. ...

Выбор в основных психолого-педагогических концепциях
Появление в современном обществе свободы выбора – с одной стороны и постоянно меняющаяся социально-экономическая ситуация в стране, духовный хаос – с другой приводит к тому, что люди постоянно находятся в ситуации выбора. Это состояние свободы выбора и ответственности оказывается непривычным, диско ...

Участие в инновационных проектах
С одной стороны это участие требует достаточно большого напряжения морального, физического и психологического от всей команды, с другой, как сказал Льюис Кэрролл, «чтобы только стоять на месте, надо очень быстро бежать!». Таким образом, поиск актуальных инноваций, исследование их эффективности и вв ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru