Затем дается другая группа картинок, на которых изображены предметы, названия которых начинаются с другой буквы, близкой по оптическому признаку, и слова тоже записываются.
п(огода) |
п(отолок) |
п(апка) |
п(ар) |
п(ол) |
п(аровоз)и т. д. |
На следующем уроке ребенку вперемешку предъявляются картинки, и он должен разложить их в две группы, обозначенные на столе буквами в и к. Эти упражнения рекомендуется проводить со всеми буквами, усложняя сочетания букв и увеличивая объем для одновременного их сравнения. Эта работа над зрительным дифференцированным восприятием букв и их письмом с опорой на значение слова сходна с работой над восстановлением акустического дифференцированного восприятия.
Постепенно, по мере улучшения умения распознавания букв, вводятся упражнения по восстановлению знания рукописных букв. Очень полезны диктанты наиболее распространенных имен и фамилий, а также диктанты названий предметов, наиболее близких для младшего школьника . (Полезно подбирать слова соответственно которые знакомы ребенку, а также слова, связанные с бытом человека.)
Многократное письмо диктантов имен и фамилий, привычных слов, начинающихся на ту или другую букву, помогает восстанавливать ее оптический образ через: а) сохранный моторный образ буквы, б) ее связь с определенными упроченными смысловыми связями и в) с определенными эмоциями, возникающими в связи с написанием слов. Затем ребенку дается какой-нибудь (один или два) элемент буквы, из которого он должен самостоятельно сделать как можно больше рукописных букв.
При чтении текста младшему школьнику предлагается находить и подчеркивать отрабатываемые буквы, или похожие друг на друга, или соответствующие данным рукописным и т. д. После полученных определенных успехов, то есть когда ребенок уже может самостоятельно находить многие буквы печатного (или рукописного) шрифта, могут их писать под диктовку и т. д., переходят к работе над всеми буквенными обозначениями данной графемы.
Все описанные методы, связанные с реконструкцией буквы, относятся не только к восстановлению письма при его оптическом нарушении, но также и к восстановлению чтения, нарушенного в том же (оптическом) звене. Работа по восстановлению письма у ребенка с оптической аграфией обычно ведется в едином комплексе с восстановлением чтения и пространственного гнозиса.
Задачей второй стадии восстановительного обучения является закрепление оптического образа рукописной и печатной буквы, но уже не отдельно, а внутри слова, где все буквы находятся в сочетании друг с другом и поэтому требуют наиболее тонкого оптического анализа при письме и чтении. Работа по анализу строения буквы внутри слова способствует восстановлению обобщенного и в то же время константного оптического ее образа. Для этого анализ структуры буквы (особенно это касается рукописного шрифта) рекомендуется проводить не отдельно, а внутри слова. Здесь нередко применяется прием вербального анализа при сравнении оптически сходных букв. Для сравнительного анализа следует подбирать слова, включающие буквы, близкие по оптическому рисунку и наиболее трудные для детей (например, двор, дрова, доброта, подарок, колесо, здоровье, соловей).
Прочие статьи:
Невербальные компоненты агрессивных высказываний
Системный подход к исследованию жанров, связанных с явлением речевой агрессии, предполагает анализ целого комплекса невербальных компонентов агрессивных высказываний. Основанием для этого является то, что эти компоненты в значительной степени определяют особенности функционирования вербальных прояв ...
Ортобиотика – российские истоки
Имеется ещё одна отрасль научно-практического знания, имеющая прямое отношение к теме ортобиотики. Это ортобиотика, созданная на основе концептуальных положений об ортобиозе лауреата Нобелевской премии в области физиологии и медицины И.И. Мечникова. Основы ортобиотики, а точнее её теория и методоло ...
Составление банка наглядных материалов по типу изображений
Поскольку, как было отмечено выше, все темы можно и нужно комбинировать в процессе учебного общения, то тематический принцип подбора, а главное, хранения наглядных материалов не всегда удобен, особенно при работе с учащимися, достаточно свободно говорящими на иностранном языке (уровень B1 – С2 по о ...