Таблица 1 Традиционные и нетрадиционные формы урока (автор Г.К. Селевко)
|
Элементы |
Традиционный урок |
Нетрадиционный урок |
|
Концептуальная основа |
Субъект – объективные взаимодействия в системе "учитель – ученик" |
Субъект – субъектные позиции в системе "учитель – ученик" |
|
Содержательная часть | ||
|
Цели |
Формирование знаний, умений и навыков, воспитание личности с заданными свойствами |
Развитие личности учащихся |
|
Содержание учебного материала |
Изучаемый материал соответствует содержанию учебного предмета, информация носит преимущественно фактологический характер |
Выход за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний), соответствие материала критериям проблемности, альтернативности, критичности |
|
Процессуальная часть | ||
|
Организация учебного процесса |
Формы урока: лекция, лабораторное занятие, семинар, практическое занятие, итоговое собеседование | |
|
Методы и формы учебной деятельности школьников |
Преимущественно репродуктивный характер учебной деятельности: сообщение готовых знаний, обучение по образцу, индуктивная логика от части к целому, механическое запоминание, вербальное изложение, репродуцированное воспроизведение |
Формы урока: урок – учебная игра, учебная дискуссия, экскурсия, прогулка, исследование |
|
Методы и формы работы учителя |
Учитель определяет цели урока, планирует деятельность учащихся, осуществляет итоговый анализ и оценивание деятельности школьников |
Игровая (моделирующая), оценочно-дискуссионная, рефлексивная деятельность: "метод прямого доступа", проблемно-поисковый метод, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащегося |
|
Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала |
Инициатива у учителя, управление и контроль в его руках |
Совместная работа учителя и учащегося в областях целепологания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности |
|
Диагностика учебного процесса |
Использование критерия количественной пятибалльной шкалы оценки знаний учащихся |
Учитель – координатор, приоритет стимулирующий деятельности учителя Рефлексивная деятельность учителя и учащихся |
Прочие статьи:
Цели и задачи воспитания сотрудников
воспитание сотрудник орган внутренних дел Главной целью воспитательной работы считается формирование всесторонне развитой, профессионально подготовленной, высоконравственной и морально-психологически устойчивой личности сотрудника. Основными задачами воспитательной работы являются: содействие всеми ...
Типология и структура уроков
В каждом уроке можно выделить его основные элементы (звенья, этапы), которые характеризуются различными видами деятельности учителя и учащихся. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях и определяют таким образом построение урока, взаимосвязь между этапами урока, т.е. его структуру. Под с ...
Экологизация современного учебного процесса
В век научно-технического прогресса непомерно возросло влияние человека на окружающую природную среду. Последствия, которые следуют за непродуманными, скоропалительными технологическими решениями, ставят перед человечеством вопрос том, какой останется природа последующим поколениям. В связи с этим ...