Понятие и значение предметно – развивающей среды для развития дошкольника

Статьи об образовании » Построение предметно-развивающей среды в подготовительной группе ДОУ » Понятие и значение предметно – развивающей среды для развития дошкольника

Страница 1

В самом общем смысле понятие «среда» понимается как «окружение». Наряду с термином «среда» активно используется ещё целый ряд терминов, таких как «среда человека», «окружающая среда» и т.д.

Определяя «среду человека» большинство учёных отмечает, что среда – является сложным образованием, включающим целый ряд взаимосвязанных между собой компонентов природного и социального характера.

Наличие данных компонентов в составе «среды человека» обуславливает и характер взаимодействия человека со средой, его адаптацию к ней, а также многообразное влияние среды на формирование личности человека. В трудах таких учёных, как В.Г. Алексеев, Н.С. Глазычева, Л.В. Максимова, Д.Ж. Маркович и др., представлен тщательный анализ природного и социального компонентов окружающей среды.

К природному компоненту среды относится: живая и неживая природа, растения, животные, микроорганизмы, атмосфера, гидросфера, литосфера.

Социальный компонент включает отношения людей и общества, материальную и духовную культуру. При этом именно социальный компонент оказывает влияние на формирование так называемого культурно-психологического климата, от которого зависит степень уверенности человека в завтрашнем дне, действие гражданских прав и свобод, а также существование моральных норм и правил поведения в обществе. Интересен тот факт, что человек для другого человека также выступает элементом окружающей среды, оказывая на него влияние своими отношениями и действиями.

Во введении к Стокгольмской декларации, принятой на конференции Объединённых Наций в 1972 году, записано: «…человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая даёт физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие».

Следовательно, «среда» является продуктом деятельности человека и поддаётся целенаправленному формированию.

Исследования предметной среды ведутся уже давно. Большой клад внесли в создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детского сада С.Л.Новоселова, Л.А.Парамонова, Е В.Зворыгина и др. В 90-х годах ставится вопрос о предметно-развивающей среде в работах В.А.Петровского, Л.М. Клариной, Л.А.Смывиной, Л.П. Стрелковой и др.

Важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне преобразования, экспериментирования. Среда должна являться средством реализации творческих гипотез. Задействованность среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в этой предметной среде. Функциональный комфорт предметной среды обеспечивает и психофизическое благополучие.

В работах О.А.Артамоновой, Т.М.Бабуновой, М.П.Поляковой раскрываются педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды:

- комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно -гигиенических норм;

- соответствие развивающей среды образовательной программе, реализующейся в детском саду;

- учет всех направлений развития ребенка;

- разнообразие сред, их рациональное расположение;

- обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

- обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;

- обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования;

- доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;

- создание условий для изменения среды.

Цель взрослого в предметной среде - содействовать развитию ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач:

- обеспечить чувство психической защищенности - доверия ребенка к миру, радости существования;

- формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности.

Основными направлениями при проектировании предметно - развивающей среды в ДОУ являются:

- всестороннее развитие детей;

- психологический и физический комфорт детей и взрослых.

При проектировании предметно - развивающей среды можно выделить следующие основные составляющие:

- пространство;

- время;

- предметное окружение.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Особенности развития речевой моторики у старших дошкольников
Развитие артикуляционного аппарата начинается с самого рождения, но находится на рефлекторном уровне. У ребенка возникает рефлекторный крик, звуки и за счет этого круговая мышца рта напрягается и растягивается, мягкое небо поднимается и опускается. При появлении гуления и смеха становятся активными ...

Методика С.А. Мироновой
С.А. Миронова предложила систему преодоления заикания у дошкольников в процессе прохождения в целом программы средней, старшей и подготовительной групп детского сада. Коррекционное воздействие на заикающихся детей осуществляется на занятиях (как основной форме образовательной работы в детском саду) ...

Сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках по предмету "Человек и мир"
Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и прежде всего педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят сво ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru