Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Страница 5

1. Интенсивность протекания процессов физического развития: рост, изменение пропорций тела, окостенение скелета, нарастание мышечной массы, увеличение массы мозга.

2. Быстрое развитие и большая пластичность нервной системы, что создает благоприятные условия для воспитания и обучения.

3. Это наиболее сензитивный период для развития речи, воображения (пик развития воображения 4-5 лет), восприятия, различных форм мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное); и что для нашего исследования самое главное, развития художественных способностей.

4. Склонность детей к повторению, что способствует приобретению и закреплению навыков, но повторение должно сочетаться с постепенным нарастанием и усложнением материала.

5. Легкое запоминание услышанного, часто механическое, без осмысления и переработки мысли. Именно поэтому необходимо выяснять, понимает ли ребенок материал, кроме того, выяснение степени понимания детьми своих высказываний способствует развитию у них логического мышления.

6. Эмоциональность и впечатлительность. От этого зависит во многом развитие ряда психических свойств личности .

Родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Как показывают исследования Л.С. Выготского, воображение детей беднее, чем у взрослого человека, что связано с недостаточным личным опытом. Отсюда автор делает вывод о необходимости «расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности…». Развитие воображения в детском возрасте зависит не только опыта, но и от потребностей и интересов (в которых эти потребности выражаются); от комбинаторной способности и упражнения в этой деятельности; от воплощения продуктов воображения в материальную форму; от технического умения; от традиций (развитие тех образцов творчества, которые влияют на человека), а также от окружающей среды («стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды»). Детское воображение имеет образный характер, его функционирование – это особого типа переструктурирование образов, которое осуществляется через способность отчленять свойства образа от других его свойств и переносить на другой образ. Воображение проявляется в активной деятельности ребенка по преобразованию, пополнению, переструктурированию опыта. Так происходит обобщение опыта деятельности, которое у ребенка выражается в способности комбинирования. Важную роль в процессе комбинирования играет основной механизм мышления, анализ через синтез, т.к. преобразование объекта осуществляется на основе новых свойств объекта через включение его в новые связи с другими предметами.

В исследованиях О.М. Дьяченко установлено, что воображение у дошкольников имеет два компонента: порождение общей идеи и составление плана реализации этой идеи. Автор отмечает, что при построении нового образа дети трех-пяти лет используют в основном элементы реальности, в отличие от них дети шести-семи лет строят образ уже в процессе свободного оперирования представлениями. Так, О.М. Дьяченко к основным критериям проявления творческого воображения у дошкольников относит:

1. Оригинальность выполнения детьми творческих задач.

2. Использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других .

Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития художественно-творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Учёт возрастных и половых особенностей школьников
При составлении программы для младшего школьного возраста (7-11 лет) учитывается необходимость смены упражнений, исключающих однообразие: Силовые статические и с задержкой дыхания, а так же прыжки с большой высоты. В среднем возрасте (12-15 лет) ограничивают применение силовых упражнений, которые м ...

Методические особенности экологического образования детей в старшем дошкольном возрасте
Эффективность экологического образования дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Их развитие и повышение уровня экологической образованности возможно в результате применения методики с учетом в ...

Анализ результатов анкетирования
Как показало анкетирование, большинство родителей проводят с больными детьми все свое свободное время (75% родителей). 16,6% родителей хотели бы проводить с ребенком больше времени, но не имеют такой возможности. 8,3% родителей (1 чел) доверяет воспитание ребенка няне, т.к. не может проводить с ним ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru