Таким образом, в результате синтеза этих подходов к выбору как деятельности выделяются следующие функциональные блоки:
мотивы;
цели;
задачи;
информационная основа;
анализ альтернатив;
прогнозирование;
принятие решения;
принятие ответственности;
исполнение;
контроль и коррекция.
В ситуации, когда человек осознает свои цели, осознает основания предпочтения выбранной альтернативы, прогнозирует последствия выбора, когда выбор, совершается самостоятельно, ответственность за него человек несет сам, прежде всего, перед собой – имеет место осознанный выбор.
"Осознанный способ жизнедеятельности индивида, т.е. тот, в котором индивид может отдать себе отчет и который он сознательно, последовательно и целеустремленно реализует"
Сам факт осознания своей деятельности изменяет условия ее протекания, а тем самым ее течение и характер; она по-иному регулируется.
Это ситуация, когда индивид является субъектом своего выбора.
"Анализ человеческой деятельности показывает, что самая осознанность или неосознанность того или иного действия зависит от отношений, которые складываются в ходе самой деятельности", – пишет С.Л. Рубинштейн.
"Механизм" осознания или процесс осознания совершается через включение переживания совершаемого субъектом акта или события в объективные предметные связи, его определяющие.
Понятие осознанного действия напрямую связано с понятием ответственности. Ответственность является ключевым компонентом в структуре осознанного выбора.
К.А. Абульханова-Славская определяет ответственность – как самостоятельное, добровольное осуществление необходимости в границах и формах, определяемых самим субъектом или – обеспечение самой личностью и способа действия, и результата своими силами. В этой ситуации личность проявляет готовность к самостоятельному достижению результата.
Это понятие тесно связано с понятием "локуса контроля" личности, выведенным Дж. Роттером из теории социального научения. Локус контроля – степень, в какой люди воспринимают свою жизнь как контролируемую изнутри посредством собственных усилий и действий или контролируемую извне случаем или внешними другими силами. Выделяют интернальный (внутренний) локус контроля – когда человек в большей степени принимает ответственность за события, происходящие в его жизни на себя, и экстернальный (внешний) локус контроля – когда причины событий приписываются внешним факторам (судьбе, другим людям, случаю). Причем, речь идет лишь о преобладании того или иного свойства. Кроме того, локус контроля может быть разным в зависимости от сферы деятельности (производственные, межличностные отношения, семья и т.д.). Замечено, что интерналы и экстерналы отличаются по ряду параметров. К. Муздыбаевым обнаружены положительные корреляции между наличием смысла жизни, интернальным локусом контроля, ответственностью, высокой когнитивной активностью, достижением успеха и самостоятельностью.
Рассматривает понятие "ответственность" в своих работах о самоопределении и С.Л.Рубинштейн. Ключевыми понятиями в его подходе являются "субъект жизни" – человек, сам строящий условия жизни и свое отношение к ней; "ответственность" – способность человека детерминировать события, действия в момент их осуществления, по ходу их свершения, вплоть до радикального изменения всей жизни. Ответственность существует как самоограничение а также проявляется в свободе выбора, в осознании права на него, и в способности его отстаивать.
То есть, самостоятельно и свободно выбирая, человек проявляет ответственность. Соответственно, осознанный, ответственный выбор – это выбор, совершаемый самостоятельно, ответственность за который человек несет, прежде всего, перед самим собой, и, совершая который, опирается на свои ценности и свое мнение.
Подводя итоги еще раз определим осознанный выбор.
И так, осознанный выбор – поведенческий акт, осуществляемый посредством четкого представления цели, простраивание альтернатив ее достижения на основе критериев соответствующих приоритету ценностей и целей индивида, с учетом внешних обстоятельств.
Компоненты сознанного выбора как деятельности:
мотивы;
цели;
задачи;
информационная основа;
анализ альтернатив;
прогнозирование;
принятие решения;
принятие ответственности;
исполнение;
Прочие статьи:
Характеристика самостоятельной познавательной деятельности
Активизация мыслительной деятельности на занятиях по формированию элементарных математических представлений путем разнообразных средств и приемов ведет к развитию самостоятельности, формированию активной позиции ребенка в учении. Показателями мыслительной активности на занятиях по формированию элем ...
Историко-педагогический анализ развития гражданского воспитания школьников
В России содержание понятия «гражданин» менялось на протяжении длительного периода и в настоящее время в педагогической литературе не всегда можно найти его четко обозначенный смысл. Это можно объяснить тем, что гражданское общество в нашей стране находится в стадии становления и данное понятие инт ...
ОНР - как психолого- педагогическая проблема
Проблемой общего недоразвития речи занимались многие исследователи, среди них Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е. Ляско, Л.Н. Ефименкова, Л.С. Волкова, С.Н. Шахновская и др. Общее недоразвитие речи - это различные, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов ре ...