Историко-педагогический анализ развития гражданского воспитания школьников

Статьи об образовании » Гражданское воспитание школьников » Историко-педагогический анализ развития гражданского воспитания школьников

Страница 1

В России содержание понятия «гражданин» менялось на протяжении длительного периода и в настоящее время в педагогической литературе не всегда можно найти его четко обозначенный смысл. Это можно объяснить тем, что гражданское общество в нашей стране находится в стадии становления и данное понятие интерпретировано в научной литературе только с одной стороны – юридической, общий смысл которой сводится к тому, что гражданином является человек, который не только знает свои права и обязанности, но и уважает права другого, видя в этом залог прогрессивного развития страны.

Общественная потребность в гражданском образовании личности зафиксирована в ряде документов Министерства образования Российской Федерации. В них образование определяется как единство обучения и воспитания, как процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом. При этом целью гражданского образования выступает подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе. Международные обязательства России, в частности, ее членство в Совете Европы, признание юрисдикции Международного суда по правам человека требуют от граждан, общества несравненно более высокого уровня правовой культуры. Обществу придется по-новому взглянуть на преемственность поколений в плане защиты национальных интересов России.

В истории гражданского образования и воспитания в России исследователи выделяют три больших этапа: царский (1901 – 1917 гг.), советский (начало 20-х – конец 80-х годов XX века) и постсоветский (1991 –2005 гг.).

На первом этапе основные задачи школы – подготовка учащихся к труду, вузу и пр. Второй этап условно разделяется на четыре периода, в течение которых менялись идеологические установки, цели и задачи обучения и воспитания:

1. (20-е – начало 30-х годов). Решаются задачи всеобщего начального образования детей и молодежи, ликвидации безграмотности и малограмотности взрослого населения. Основные задачи школы также подготовка учащихся к труду. Историко-педагогический анализ показывает, что вопрос о создании после победы Октября трудовой школы, которая по мере создания необходимых условий должна была наращивать темпы преобразования в трудовую политехническую, решался именно в русле реализации задач гражданского воспитания. Это прослеживается в намерении соединить участие школьников в производительном труде с теоретическим изучением технических и социально-экономических основ производства, с развитием навыков мышления, необходимых выпускнику школы как будущему организатору производства, хозяину индустриально развивающейся страны.

Необходимостью подготовки «нового гражданина» было продиктовано и введение в 1922 г. программ ГУСа, главная идея которых состояла в том, чтобы органично связать обучение с посильным участием школьников в конкретных видах общественно полезной деятельности, имеющей значение не только для коллектива школы, но и для района, города, прививать школьникам умение непосредственно в ходе обучения не только созерцать окружающую действительность, но и изменять ее к лучшему (Струминский). Каждый учебный концентр должен был представлять собою этап «врастания» (Шульман) в общественно-трудовую жизнь пролетариата и крестьянства. Принципиально новым являлось то, что согласно программам ГУСа педагогические коллективы школ становились непосредственными организаторами участия школьников в общественно полезной деятельности.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Соревнование
Очень мало пока используется в наших школах такое средство стимулирования как организация соревнования учащихся. В последние годы на слово “соревнование” пала тень советского периода, когда различные соревнования в рамках пионерской и комсомольской организаций (сбор макулатуры и металлолома, соревн ...

Сущность заикания
Заикание - мучительное, тяжелое расстройство речи. Оно трудно устранимо, дезорганизует личность ребенка, тормозит правильный ход воспитания и обучения, затрудняет нормальное включение дошкольника в детский коллектив. Вот почему воспитателю следует серьезно задуматься над средствами устранения у сво ...

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме учебной мотивации
Для психики детского и подросткового возраста характерна несформированность мотивационной сферы. «Влияние улицы», а также расширяющееся информационное поле создают множество направлений формирования мотиваций, неподконтрольных ни родителям, ни учителю. Отсюда возникает необходимость пристального вн ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru