В современной динамичной социально-экономической ситуации очень изменчив рынок труда и образования. Человеку необходимо уметь быстро ориентироваться в изменяющихся условиях и постоянно выбирать из множества альтернатив наиболее подходящее именно ему. Умение выбирать, выбирать осознанно – одно из ключевых умений современного человека.
Школьники сталкиваются с "проблемой выбора" неоднократно. Это выбор профиля либо другого учебного заведения в девятом классе, выбор кружков и факультативов (если таковой имеется в рамках школы), выбор специальности после окончания школы.
В настоящее время многими исследователями отмечается психологическая неготовность подростков и даже юношей к осуществлению осознанного профессионального выбора. В нашей работе мы отвечали на вопрос: каким образом должна быть организована профориентационная работа в школе, чтобы способствовать осуществлению учениками осознанного профессионального выбора. Система профориентационной работы в школе рассматривалась нами как условие осуществления осознанного профессионального выбора старшеклассниками.
Цель: Выявить взаимосвязь между организацией системы профориентационной работы школы и осуществлением учащимися осознанного выбора.
Выбор мы рассматриваем как сложно организованную деятельность, имеющую свою мотивационную и операциональную структуру, обладающую внутренней динамикой, чувствительную к особенностям объекта и регулируемую со стороны субъекта.
В соответствии с этим подходом в структуре деятельности выделяются следующие компоненты: мотивы, цели, информационная основа, анализ альтернатив, прогнозирование, принятие решения, построение плана его реализации, контроль и коррекция.
Гипотеза:
Система профориентационной работы, направленная на проработку компонентов осознанного выбора, способствует его осуществлению школьниками.
Мальчики и девочки по-разному осуществляют выбор.
Объект исследования: Учащиеся 9 и 11ого классов, находящиеся в ситуации выбора.
Предмет исследования: Условия осуществления осознанного выбора.
Задачи:
рассмотреть описанные в литературе теории и особенности юношеского возраста и выделить его актуальные задачи
на основе обзора литературы описать феномен осознанного выбора
выделить критерии осознанного выбора
исследование профориентационной работы школы №84 с точки зрения деятельностного подхода к выбору
рассмотреть описанные в литературе модели и особенности организации профориентационной работы в школе
исследовать способность совершать осознанный выбор учеников 9, 11 классов, обучающихся по исследованной модели.
юношеский профессия старшеклассник профориентационный
Прочие статьи:
Система мер, способствующая наиболее успешной адаптации молодых сотрудников
к службе в ОВД
Одной из главных мер, способствующих наиболее успешной адаптации молодых сотрудников к службе в ОВД является проведение индивидуально воспитательной работы с ними. В практике индивидуально – воспитательной работы можно использовать все педагогические методы и многие формы воспитания, индивидуализир ...
Экономическая эффективность применения интерактивных методов обучения
Как мы уже упоминали, эффективность – это сложная экономическая категория. В ней отражается одна из важнейших сторон функционирования общественного производства – результативность. Мы выделили как экономическую так и социальную эффективность. И тот и другой вид эффективности определяется набором оп ...
Реализация мотивации в условиях применения интерактивных методов обучения
Решение проблемы активизации учебной деятельности в школах, средних и высших учебных заведениях, так или иначе, лежит в основе всех современных педагогических теорий и технологий. Большинство из них направлено на преодоление таких, давно ставших привычными и трудноразрешимыми, проблем высшей школы, ...