Классификация основных направлений профориентационной работы

Статьи об образовании » Условия осуществления осознанного профессионального выбора старшеклассниками » Классификация основных направлений профориентационной работы

Страница 1

Ключевыми для определения содержания профориентационной работы являются ее цели. В качестве идеальной цели профориентационной работы Пряжников выделяет активизацию субъекта самоопределения. Однако существуют и другие цели. В соответствии с ними выделяются концептуальные уровни помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении:

Адаптационно-технологический уровень. Ориентирован на помощь человеку в том, чтобы оптимально "вписаться" в определенную систему в качестве "винтика". Главная цель – максимальная эффективность данной системы.

Социально-адаптационный уровень. Направлен на помощь человеку в адаптации к данному обществу, что предполагает помощь в построении определенного образа жизни. Сам выбор профессии часто рассматривается как средство для построения определенного образа жизни. Здесь важна не сама профессия, а то, что она даст данному человеку.

Ценностно-смысловой уровень, нравственный уровень. Здесь затрагиваются проблемы смысла. А профессиональное самоопределение есть поиск смысла выбираемой профессии.

В зависимости от целей профориентации также выделяются следующие ее направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика, профконсультация. Каждому направлению соответствует определенная группа задач и методов.

Целям соответствуют группы задач.

Н.С. Пряжников выделяет следующие группы среди основных задач профориентационной работы:

информационно-справочные, просветительские

диагностические (сюда же относится помощь в самопознании)

морально-эмоциональная поддержка

помощь в выборе, принятии решения

помощь в становлении субъектом выбора, становление способности совершать осознанный выбор

Соответственно основные методы профориентационной работы: профориентационное тестирование, опросники, профориентационные игры, тренинги общения, дискуссии, экскурсии, сочинения, встречи с представителями профессий, собеседования, профориентационное консультирование и т.д.

Профориентационная работа может выступать как взаимодействие, может выступать как воздействие. Это в свою очередь также зависит от целей и функций, которые берет на себя профориентатор либо от заказа клиента. В соответствии с этими критериями различают уровни профориентационной работы:

Проблема решается вместо человека, человек не является субъектом выбора.

Проблема решается вместе с человеком (диалог, взаимодействие, сотрудничество). Человек частично является субъектом самоопределения.

Постепенное формирование у человека готовности к самостоятельному решению проблем. Помощь в становлении субъектом.

Близка к этой классификации классификация возможных подходов в деле педагогического содействия развития учащегося как потенциального (будущего) субъекта профессионального труда, описываемая Климовым:

Директивный подход: проявляется прежде всего в неуважении к самостоятельности учащегося, в педагогическом нетерпении и стремлении решать за детей их проблемы;

Просветительский: дает обзорную классификацию занятий, профессий, наук, ориентированную на молодого человека, думающего о профессиональном будущем;

Диагностический: реализуется с помощью тестов на выявление профессионально значимых качеств;

Воспитательный: связан с реализацией основной функции педагога – воспитанием и развитием ребенка в соответствии с запросом общества;

Диалогический: идея основывается на диалогичной природе сознания и диалоге как наиболее адекватным методом для активизации самопознания и самоопределения оптанта;

Имитационно-игровой: освоение основных профессиональных ролей;

Комплексный: сводится к разумному использованию различных средств.

В настоящее время наиболее актуален личностный подход к профильности и профориентационной работе.

Суть личностного подхода к задаче профилирования обучения состоит в том, что акцент ставится не столько на проработке содержательных альтернатив и нахождении соответствия между склонностями и способностями школьника, с одной стороны, и программами обучения, с другой, сколько на развитии способности самих школьников делать ответственный и принимаемый ими самими выбор.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Разработка творческого проекта в технике «Паласная вышивка»
Для разработки технологического проекта выбрана и проанализирована рациональная технология: составлена технологическая карта последовательности выполнения гобелена (смотреть приложение В -2), составлен рабочий рисунок. Уход за гобеленом – готовый гобелен нельзя стирать, так как изнаночная сторона п ...

Дополнительное образование как детерминанта эстетического освоения мира учащимися
В ходе исследования выявлена социально-педагогическая ценность дополнительного образования для эстетического освоения учащимися мира: 1. Общность целевых ориентиров процессов дополнительного образования и эстетического освоения мира учащимися проявляется в необходимости формирования субъектной акти ...

Повышение уровня умения самостоятельно применять полученные на занятиях математические знания в условиях дидактической игры
Для повышения уровня нами была разработана система по использованию дидактических игр для умения применять на практике полученные на занятиях математические знания. Для различения количественного счета детям были предложены игры «Зоопарк»; «Бензозаправочная станция». В последствии на основе этих иг ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru