Классификация основных направлений профориентационной работы

Статьи об образовании » Условия осуществления осознанного профессионального выбора старшеклассниками » Классификация основных направлений профориентационной работы

Страница 1

Ключевыми для определения содержания профориентационной работы являются ее цели. В качестве идеальной цели профориентационной работы Пряжников выделяет активизацию субъекта самоопределения. Однако существуют и другие цели. В соответствии с ними выделяются концептуальные уровни помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении:

Адаптационно-технологический уровень. Ориентирован на помощь человеку в том, чтобы оптимально "вписаться" в определенную систему в качестве "винтика". Главная цель – максимальная эффективность данной системы.

Социально-адаптационный уровень. Направлен на помощь человеку в адаптации к данному обществу, что предполагает помощь в построении определенного образа жизни. Сам выбор профессии часто рассматривается как средство для построения определенного образа жизни. Здесь важна не сама профессия, а то, что она даст данному человеку.

Ценностно-смысловой уровень, нравственный уровень. Здесь затрагиваются проблемы смысла. А профессиональное самоопределение есть поиск смысла выбираемой профессии.

В зависимости от целей профориентации также выделяются следующие ее направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика, профконсультация. Каждому направлению соответствует определенная группа задач и методов.

Целям соответствуют группы задач.

Н.С. Пряжников выделяет следующие группы среди основных задач профориентационной работы:

информационно-справочные, просветительские

диагностические (сюда же относится помощь в самопознании)

морально-эмоциональная поддержка

помощь в выборе, принятии решения

помощь в становлении субъектом выбора, становление способности совершать осознанный выбор

Соответственно основные методы профориентационной работы: профориентационное тестирование, опросники, профориентационные игры, тренинги общения, дискуссии, экскурсии, сочинения, встречи с представителями профессий, собеседования, профориентационное консультирование и т.д.

Профориентационная работа может выступать как взаимодействие, может выступать как воздействие. Это в свою очередь также зависит от целей и функций, которые берет на себя профориентатор либо от заказа клиента. В соответствии с этими критериями различают уровни профориентационной работы:

Проблема решается вместо человека, человек не является субъектом выбора.

Проблема решается вместе с человеком (диалог, взаимодействие, сотрудничество). Человек частично является субъектом самоопределения.

Постепенное формирование у человека готовности к самостоятельному решению проблем. Помощь в становлении субъектом.

Близка к этой классификации классификация возможных подходов в деле педагогического содействия развития учащегося как потенциального (будущего) субъекта профессионального труда, описываемая Климовым:

Директивный подход: проявляется прежде всего в неуважении к самостоятельности учащегося, в педагогическом нетерпении и стремлении решать за детей их проблемы;

Просветительский: дает обзорную классификацию занятий, профессий, наук, ориентированную на молодого человека, думающего о профессиональном будущем;

Диагностический: реализуется с помощью тестов на выявление профессионально значимых качеств;

Воспитательный: связан с реализацией основной функции педагога – воспитанием и развитием ребенка в соответствии с запросом общества;

Диалогический: идея основывается на диалогичной природе сознания и диалоге как наиболее адекватным методом для активизации самопознания и самоопределения оптанта;

Имитационно-игровой: освоение основных профессиональных ролей;

Комплексный: сводится к разумному использованию различных средств.

В настоящее время наиболее актуален личностный подход к профильности и профориентационной работе.

Суть личностного подхода к задаче профилирования обучения состоит в том, что акцент ставится не столько на проработке содержательных альтернатив и нахождении соответствия между склонностями и способностями школьника, с одной стороны, и программами обучения, с другой, сколько на развитии способности самих школьников делать ответственный и принимаемый ими самими выбор.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Изучение стратегии семейного воспитания
Важное значение для воспитания ребенка с нарушениями интеллекта имеет стратегия семейного воспитания. Для ее выявления родителям был предложен тест. Родителям предлагалось из четырех вариантов ответа выбрать самый для них предпочтительный. 1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется харак ...

Современные подходы к проектированию предметно – развивающей среды в ДОУ
А.Г. Гогоберидзе, д-р пед. наук, проф., заведующая кафедрой дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербурга, А.М. Вербенец, канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства РГПУ им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербурга Наиболее приемлемая для каж ...

Дополнительное образование как фактор развития творческих способностей дошкольников
Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, являются учреждения дополнительного образования детей, которые отличаются от общеобразовательных учреждений тем, что обучающимся предоставляется право выбора вида деятельност ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru