Классификация основных направлений профориентационной работы

Статьи об образовании » Условия осуществления осознанного профессионального выбора старшеклассниками » Классификация основных направлений профориентационной работы

Страница 1

Ключевыми для определения содержания профориентационной работы являются ее цели. В качестве идеальной цели профориентационной работы Пряжников выделяет активизацию субъекта самоопределения. Однако существуют и другие цели. В соответствии с ними выделяются концептуальные уровни помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении:

Адаптационно-технологический уровень. Ориентирован на помощь человеку в том, чтобы оптимально "вписаться" в определенную систему в качестве "винтика". Главная цель – максимальная эффективность данной системы.

Социально-адаптационный уровень. Направлен на помощь человеку в адаптации к данному обществу, что предполагает помощь в построении определенного образа жизни. Сам выбор профессии часто рассматривается как средство для построения определенного образа жизни. Здесь важна не сама профессия, а то, что она даст данному человеку.

Ценностно-смысловой уровень, нравственный уровень. Здесь затрагиваются проблемы смысла. А профессиональное самоопределение есть поиск смысла выбираемой профессии.

В зависимости от целей профориентации также выделяются следующие ее направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика, профконсультация. Каждому направлению соответствует определенная группа задач и методов.

Целям соответствуют группы задач.

Н.С. Пряжников выделяет следующие группы среди основных задач профориентационной работы:

информационно-справочные, просветительские

диагностические (сюда же относится помощь в самопознании)

морально-эмоциональная поддержка

помощь в выборе, принятии решения

помощь в становлении субъектом выбора, становление способности совершать осознанный выбор

Соответственно основные методы профориентационной работы: профориентационное тестирование, опросники, профориентационные игры, тренинги общения, дискуссии, экскурсии, сочинения, встречи с представителями профессий, собеседования, профориентационное консультирование и т.д.

Профориентационная работа может выступать как взаимодействие, может выступать как воздействие. Это в свою очередь также зависит от целей и функций, которые берет на себя профориентатор либо от заказа клиента. В соответствии с этими критериями различают уровни профориентационной работы:

Проблема решается вместо человека, человек не является субъектом выбора.

Проблема решается вместе с человеком (диалог, взаимодействие, сотрудничество). Человек частично является субъектом самоопределения.

Постепенное формирование у человека готовности к самостоятельному решению проблем. Помощь в становлении субъектом.

Близка к этой классификации классификация возможных подходов в деле педагогического содействия развития учащегося как потенциального (будущего) субъекта профессионального труда, описываемая Климовым:

Директивный подход: проявляется прежде всего в неуважении к самостоятельности учащегося, в педагогическом нетерпении и стремлении решать за детей их проблемы;

Просветительский: дает обзорную классификацию занятий, профессий, наук, ориентированную на молодого человека, думающего о профессиональном будущем;

Диагностический: реализуется с помощью тестов на выявление профессионально значимых качеств;

Воспитательный: связан с реализацией основной функции педагога – воспитанием и развитием ребенка в соответствии с запросом общества;

Диалогический: идея основывается на диалогичной природе сознания и диалоге как наиболее адекватным методом для активизации самопознания и самоопределения оптанта;

Имитационно-игровой: освоение основных профессиональных ролей;

Комплексный: сводится к разумному использованию различных средств.

В настоящее время наиболее актуален личностный подход к профильности и профориентационной работе.

Суть личностного подхода к задаче профилирования обучения состоит в том, что акцент ставится не столько на проработке содержательных альтернатив и нахождении соответствия между склонностями и способностями школьника, с одной стороны, и программами обучения, с другой, сколько на развитии способности самих школьников делать ответственный и принимаемый ими самими выбор.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Опытно-экспериментальная работа по изучению использования занимательности в учебной деятельности
Я проходила преддипломную практику в школе № 17, во 2А классе. Дети обучаются по программе 1-4. В классе 27 человек, из них - 14 девочек и 13 мальчиков. Национальный состав различный (чуваши, татары, русские). В классе нет неуспевающих детей, но есть дети с пониженной мотивацией учения и повышенной ...

Проблемные вопросы изучения оптической дисграфии
Нарушения письма у детей связывают с воздействием целого комплекса различных экзогенных и эндогенных вредностей пренатального, натального и раннего постнатального периодов, а также с наследственной предрасположенностью (Д.Н.Исаев, К.Ф.Ефремов, С.М.Лукшанская, И.Н.Садовникова, А.Н.Корнев и др.). В п ...

Результаты исследования педагогических ошибок учителей начальны классов
С целью выявления формы поведения у учителей и их расположенность к конфликтному поведению была использована методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса. Методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование, математическая обработка полученных данных ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru