Классификация основных направлений профориентационной работы

Статьи об образовании » Условия осуществления осознанного профессионального выбора старшеклассниками » Классификация основных направлений профориентационной работы

Страница 2

Д.А. Леонтьев отмечает, что основным моментом психологического сопровождения выбора школьниками направления профильного обучения в рамках личностного подхода является диагностика, формирование и поддержка готовности школьника к самостоятельному и ответственному выбору. Вместе с тем необходимо дополнять это сопровождение поддерживающей работой с членами семей и школьными психологами и методистами.

Пряжников выделяет следующие основные задачи профориентационной работы в учреждениях образования:

1) профориентационная и профконсультационная помощь в жизненном и профессиональном самоопределении, в поиске смысла жизни;

2) психодиагностика;

3) психокоррекция;

4) психопрофилактика;

5) консультативно-просветительская работа с учителями, родителями, с самими учащимися;

6) морально-эмоциональная поддержка в кризисные периоды развития личности ребенка и подростка.

Пряжников отмечает соответствие задач профориентационной работы возрасту.

Так в младших и средних классах учеников надо постепенно знакомить с миром профессионального труда, выявлять их основные склонности и способности (прежде всего общую динамику их изменения, на основании чего и можно выстраивать более долгосрочные прогнозы). Здесь в идеале, дают школьникам попробовать себя хотя бы по некоторым доступным видам труда (примерно так, как это делается в "профессиональных пробах" в известной японской системе "Фукуяма - тест ").

Ближе к старшим классам у школьников должна постепенно формироваться готовность к самоанализу основных склонностей и способностей. Именно это может стать основой для формирования готовности к подлинному самоопределению. Одновременно все больше рассматриваются, сравниваются и обсуждаются различные варианты построения своего счастья (различные образы жизни). Это невозможно без обращения к ценностно-смысловым аспектам профессионального и личностного самоопределения. Как считают многие серьезные специалисты, именно ценностно-нравственные ориентации составляют "ядро" самоопределяющейся личности.

В старших и выпускных классах основной акцент переносится на конкретный выбор. При этом школьникам не дают готовых рекомендаций, а постепенно формируют готовность самостоятельно совершать выбор. Только в этом случае можно говорить о настоящем профессиональном выборе и самоопределении. Роль психолога-профконсультанта сводится к тому, чтобы контролировать и "подстраховывать" самоопределяющегося молодого человека.

Обратимся еще к двум важным сторонам рассмотрения профориентационной работы.

Причину возникновения длительного периода детства Д.Б. Эльконин связывает с невозможностью детей в связи усложнением технологий, непосредственно включиться в общественно полезную, производительную деятельность. В возрастном развитии ребенка он выделяет периоды освоения смыслов и периоды освоения способов общественной деятельности. Это утверждение кажется нам чрезвычайно важным для понимания профориентационной работы, т.к. по-нашему мнению, она строится по тому же принципу.

Овладение смыслами, овладение способами профессиональной деятельности, деятельности по выбору (деятельности по самоопределению).

Кроме выделяются три объекта профориентационной работы: мир профессиональной деятельности, субъект выбора и их взаимо-отношения.

На соотнесении и сопоставлении мира профессиональной деятельности и субъекта труда и конфликте, при этом возникающем, строится профориентационная работа.

Модель профориентационной работы школы в современной ситуации должна отвечать следующим требованиям:

Обеспечивать освоение смыслов и способов профессиональной деятельности;

Развитие способности самих школьников делать ответственный и принимаемый ими самими выбор, обучение выбору;

Решать следующие группы задач: информационно-справочные, просветительские; диагностические (сюда же относится помощь в самопознании); морально-эмоциональная поддержка; помощь в выборе, принятии решения; помощь в становлении субъектом выбора, становление способности совершать осознанный выбор.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Учитель как субъект педагогической деятельности
Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности. Позиция педагога - это система тех интеллектуальных, волевых и эмоциона ...

Веселые задачи в стихах
Веселые задачи вызывают большой интерес у детей. Их можно использовать при изучении различных табличных случаев сложения и умножения. Наряду с нестандартными заданиями, используют задачи, изложенные в нестандартной форме, так называемые веселые задачи. Задачи такого типа можно применять при изучени ...

Определение основных направлений осуществления контроля над вербальной агрессией в школьной речевой среде
Анализ научной литературы по данной проблематике показывает, что целью многих исследователей является изучение факторов, способствующих проявлению агрессии, в том числе вербальной, и значительно меньше работ посвящено разработке способов контроля над ее проявлениями. Причинами этого являются, во-пе ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru