Из истории опеки и попечительства детей в России

Статьи об образовании » Социальное сиротство » Из истории опеки и попечительства детей в России

В России практика социальной помощи детям-сиротам имеет свою глубокую культурно-исторические традиции и до Октябрьской революции 1917 года была связана, прежде всего, с милосердием и благотворительностью.

После 1917 года, когда большевики осудили благотворительность, как буржуазный пережиток, государство было вынуждено взять на себя защиту о тех детях, которые находились в особенно тяжелом положении. Сиротство и беспризорность стали в тот период острейшими социальными и педагогическими проблемами, которые требовали безотлагательного решения.

В России создается система социально-правовой охраны несовершеннолетних (СПОН), одной из задач которой явилось воспитание и перевоспитание детей, оказавшихся без родителей. Н.К Крупская (1869 – 1939), видный советский государственный деятель, одна из основоположниц системы народного образования, так описывала ситуацию, сложившуюся в России в самом начале становления советского государства: «Сейчас у нас нет недостатка в ребятах, который нуждаются в том, чтобы их содержало государство: вопрос об их воспитании – вопрос крайне острый, и мы совершенно не справляемся с этой задачей. И вопрос совсем не в том, что нет средств – это само собой, - вопрос еще в том, что мы плохо обдумали методы работы в детском доме, что вопрос о детских домах у нас ставится недостаточно глубоко, недостаточно обстоятельно, а между тем вопрос идет о будущем целой массы ребят (10. 6-9)»

В 20-х годах в стране стала развиваться достаточно разветвленная система социального обеспечения детей-сирот, которая включала детские дома различных категории (дошкольные, для учащихся, с профессиональным обучением, лечебные, для инвалида и т.д.), а также трудовые колонии и трудовые коммуны для трудновоспитуемых детей, которые в большинстве своем были сиротами или потеряли связь с семьей.

В середине 30-х годов с окончательным утверждением в стране тоталитарного режима все это многообразие различных детских учреждении исчезло и было заменено унифицированной системой домов младенца и детских домов-интернатов, которая сохранилась на протяжении всего советского периода.

Н.М. Щелованов (1892-1984) – физиолог, специалист по изучению нервно-писхического развития детей первых лет жизни, разработал руководство по воспитанию в яслях и домах ребенка. Он подчеркивал, что в органах здравоохранения существует неправильный взгляд на дома младенца, как на временную организацию, которая за ненадобностью скоро перестанет существовать. Н.М. Щелованов в своих работах утверждал, что «дома младенца нужны не для «подкидышей», а для детей временно или навсегда утративших родителей, главным образом для сирот или полусирот, которые, конечно, всегда будут, а связи с этим и дома младенца для их воспитания.

В 30-х годах система учреждении, оказывающих помощь детям-сиротам расширяется: появляются детские дома семейного типа, начинает разрабатываться институт приемной семьи и д.р. Функции таких учреждении также расширяются, начинают включать социальную защиту ребенка, медико-психолого-педагогическую реабилитацию, социальную адаптацию и интеграцию таких детей в обществе.


Прочие статьи:

Исследование и анализ работы учителей по изучению нумерации многозначных чисел в начальных классах
После изучения опыта работы мы решили провести исследование по данной проблеме непосредственно с учителями начальных классов. Для этого выбрали базой Яратовскую муниципальную основную общеобразовательную школу Баймакского района. Методы для исследования выбрали интервьюирование. Были включены в исс ...

Организация эмпирического исследования и методики исследования
Экспериментальная работа проведена в следующей последовательности. На первом этапе исследования произведен теоретический анализ проблемы экспериментальной деятельности в экологическом образовании дошкольников. Проблема экологического образования представлена в работах А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, ...

Выбор профессии
"Согласно конституции СССР, существует право на выбор профессии и принадлежит оно самим выбирающим людям" Климов Е.А. "Выбор профессии – это выбор пути обучения профессии, это проектирование трудового жизненного пути" Однако отмечается, что выбор, направленный на построение проф ...

Меню сайта

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru