Воспитание волевых качеств средствами и методами физической культуры и спорта

Статьи об образовании » Развитие эмоционально-волевых качеств человека средствами и методами физической культуры и спорта » Воспитание волевых качеств средствами и методами физической культуры и спорта

Страница 1

воля эмоциональный спорт воспитание

Физкультурно-спортивная деятельность имеет свои специфические особенности, определенным образом влияющие на психику спортсмена, его эмоциональные переживания и состояния, которые возникают в связи с участием в соревнованиях, с большими, часто максимальными предельными напряжениями. Все это заставляет рассматривать волевую подготовку спортсмена как важную неотъемлемую часть спортивной тренировки и всего учебно-воспитательного процесса в спорте. Страх не понравится окружающим

Большая заслуга в разработке проблемы воли в психологии спорта принадлежит П.А. Рудику (1967), известному отечественному ученому в области психологии физического воспитания и спорта.

Он показывает, что первоочередной задачей является изучение, систематизация и классификация трудностей в спорте, и критикует традиционное деление трудностей на внутренние и внешние.

Для удобства дальнейшей разработки методики волевой подготовки спортсменов П.А. Рудик (1967) делит трудности на объективные и субъективные.

К объективным он относит те трудности, которые испытываются спортсменом в связи со специфическими препятствиями, без преодоления которых он не может овладеть данным видом спорта. Появление объективных трудностей обусловлено особенностями спортивной деятельности. Основу же субъективных трудностей составляет отношение спортсмена к условиям спортивной деятельности, и таким образом в своем появлении они определяются особенностями личности спортсмена. Они имеют ярко выраженный индивидуальный характер и могут быть совершенно различными у спортсменов, занимающихся одним и тем же видом спорта. Это требует от тренера глубокого знания и изучения индивидуальных особенностей своих подопечных и применения на этой основе соответствующих, далеко не одинаковых методов воспитания способностей к преодолению трудностей.

Объективные трудности по своему содержанию одинаковы для всех, стремящихся достичь высоких спортивных результатов в данном виде спорта. Поэтому и методика воспитания соответствующих волевых качеств, необходимых для преодоления трудностей, будет в принципе одинакова. Однако воспитание воли возможно лишь на базе и в неразрывной связи с физической, технической и тактической подготовкой.

К субъективным же относятся трудности, основу которых составляет личное отношение спортсмена к объективным особенностям данного вида спорта, к условиям тренировок, спортивных соревновании и т.д. В качестве характерного примера субъективной трудности можно привести различные формы страха, сомнения и другие психические переживания, возникающие как во время, так и задолго до выполнения соответствующего спортивного упражнения. При этом объективных причин для их возникновения нет.

П.А. Рудик подчеркивает, что только через детальное изучение объективных и субъективных трудностей, характерных для того или иного вида спорта, и особенностей волевых усилий, необходимых для преодоления этих трудностей, можно правильно построить методику воспитания волевых качеств.

Технические трудности возникают тогда, когда спортсмену недостает соответствующего двигательного опыта, т.е. определенного запаса навыков, умений и специальных знаний.

Тактические трудности создаются относительным несоответствием тактических знаний, умений и навыков спортсмена.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Удовлетворенность школьников занятиями физической культурой в школе и факторы, ее определяющие
Удовлетворенность характеризует отношение, притом обобщенное и устойчивое, к чему-либо; в частности – к урокам физической культуры как учебному процессу. В отличие от него удовлетворение – это эмоциональное переживание от какого-то однократного события. Можно, например, быть довольным тем, как учит ...

Подведение итогов работы. Отслеживание динамики
Контрольный эксперимент проводился той же методике "Исследование способности словообразования", что и констатирующий. Целью контрольного эксперимента было выявление повышения общего уровня словообразования в экспериментальной группе по сравнению уровнем словообразования на момент констати ...

Основные этапы формирования речи ребенка
В литературе вопросам поэтапности становления речи при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания. В монографии А.Н. Гвоздева, в работах Г.Л. Розенгард-Пупко, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Н.Х. Швачкина, В.И. Бельтюкова и др. подробно описано становление речи, у детей начиная с са ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.covereducation.ru